Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

От модернизации высшего образования к модернизации российского общества

Введение



1. Человечество в лице продвинутых стран уверенно вступило в новую стадию цивилизационного развития. Известны основные черты, закономерности и механизмы этого развития; рыночные отношения, приоритетное развитие науки и образования, демократические институты в лице гражданского общества и правового государства, многопартийности, гражданских прав и свобод. В социальной науке выдвинут целый ряд понятий, с помощью которых исследователи осмысливают новую стадию поступательного движения человечества: постиндустриальное общество, общество знания, информационная цивилизация, глобализация, средний класс как гарант устойчивого развития и другие.



Бесспорно, все эти понятия и связанные с ними теории отражают новую историческую реальность. Но почему-то исследователи, отмечая возросшую роль науки, не доводят до конца логический ход своей мысли. А она, логика этой мысли, указывает еще на одну важную черту (закономерность) наступающей эпохи. Дело не столько в том, что человечество вступает в информационную цивилизацию или в эпоху общества научного знания. И даже не в том, что наука превратилась в главную инженерно-технологическую производительную силу. Это понятно. Но в том, что она превратилась или превращается в главную социально-инженерную силу. Социальная инженерия — вот главный определяющий признак современного общества. Так что это общество следует квалифицировать не просто «общество знания», а «общество научного знания и социальной инженерии».



Сама по себе социальная инженерия как осмысленное изменение (реформирование и пр.) социальных порядков известна с незапамятных времен, когда и науки как таковой еще не было. Сегодня под социальную инженерию подведена наука или, точнее сказать, социальная инженерия становится наукой. И дело касается не каких-то частных сторон жизни общества (развития, скажем, городов, здравоохранения или того же высшего образования), а общества в целом и транснациональных сообществ (типа Европейский Союз и пр.) Постиндустриальное общество как реальный феномен возникло объективно, естественно-стихийным образом (как и его предшествующая форма — инженерно-индустриальное общество). Но после того, как оно было научно осмыслено, оно становятся своеобразным генеральным социально-инженерным проектом или точнее, проектами (особенно на стадии становления этого общества). Более того, в силу развития процесса глобализации на очередь дня становится разработка глобальных социально-инженерных проектов, касающегося судеб всего человечества. К числу первых реальных научно проработанных социально-инженерных проектов можно отнести Организацию объединенных наций, Декларацию прав и свобод человека и гражданина, проект Римского клуба и др. Какого-то единого глобального проекта еще нет. И вряд ли он будет создан в ближайшем будущем (если вообще будет создан). Но борьба вокруг идей, которые легли бы в его основу, ведется нешуточная. Обостряются, к примеру, дискуссии относительно геополитической картины нового мира, возникшего после развала СССР. Одни осмысливают его в понятиях однополярного (однополюсного), другие — мира многополярного. И хотя сегодня на карте мира существует одна сверхдержава, которая стремится использовать свой экономический и военно-политический потенциал в навязывании человечеству своего видения (идеала) настоящего и будущего (своего «однополярного проекта»), вопрос о многополярной альтернативе не снят. Более того, многое говорит о том, что в недалеком будущем он может принять крайне драматический характер. И преимущественно опять в той же форме, что и в недавнее время: противостояния Восток-Запад 1. Иными словами, соперничество стран и народов, борьба за ресурсы будет доминировать над сотрудничеством. Человечеству предстоит пройти своеобразный этап борьбы соперничающих глобальных или глобалистских социально-инженерных проектов, касающихся будущности человечества. Марксистское «коммунистическое общество» было по существу самым внушительным проектом такого рода, который хотя и претендовал на статус научно-рационального, заключал в себе немалую долю утопичности.



Россия, в сущности, уже давно вступила на этот путь, сполна испила чашу радикальных инноваций и связанных с ними страданий. И снова претендует, по крайней мере, на самостоятельный голос в обсуждении судеб человечества. Дело усугубляется тем обстоятельством, что время не ждет. Т. е. времени на кабинетную работу мысли нет. Еще не оправившаяся полностью после смуты 90-х годов страна снова втянута мировую политическую, экономическую, а то и вооруженную (хотя бы в плане демонстрации военной силы) борьбу. Одним словом, Россию ждет трудная судьба. Главное на сегодняшний день: она должна быть достаточно сильной, чтобы не быть игрушкой в чужой игре и сохранять право на самостоятельное развитие, успешно отстаивать свои национальные интересы. Достаточно сильной, чтобы обеспечить своим народам достойный и привлекательный образ жизни.



Россия с большим трудом преодолевает последствия кризиса, разразившегося на излете XX столетия и поразившего все сферы общественной жизни. В сущности, он поставил под вопрос само бытие страны как суверенного субъекта исторического процесса. На сегодня реформирован социально-экономический уклад, политико-правовой строй. Достигнуты определенные успехи в части общей стабилизации порядка в стране. Но отставание от продвинутых стран по основным позициям экономического, научно-технического и социального прогресса, по уровню и качества жизни основной массы населения продолжает оставаться драматическим. Процесс модернизации всех сторон жизни общества обещает быть трудным и длительным. И одна из самых главных проблем здесь, насколько процесс модернизации общества, с одной стороны, обоснован научно, научно обеспечен, с другой, насколько подготовлены необходимые кадры специалистов и общество в целом. Наконец, насколько этот процесс защищен от эгоизма социальных группировок — классов, т. е. насколько прочен компромисс классовых интересов.



Как показывает опыт многих стран, одним из действенных рычагов модернизации общества и его порядков является сегодня наука и образование, в особенности высшее. С одной стороны, со стороны личности, высшее образование повышает ее гарантии не только в части более или менее успешного трудоустройства и достижения материального благополучия, но и общего разностороннего развития. С другой стороны, со стороны общества, высшее образование повышает гарантии его выживания, а точнее сказать, предопределяет его возможности выйти на современные рубежи общего прогресса — научно-технического, экономического, социального. Если страна не решит вопроса научного обеспечения модернизации образования, она не сможет решить все остальные вопросы своего выживания как относительно самостоятельного субъекта мировой цивилизации. Иными словами, она не решит задачи общей модернизации своих порядков.



И здесь основной вопрос заключается не столько в том, в каком направлении следует вести модернизацию. Он более или менее ясен. Опыт продвинутых стран — надежный, проверенный практикой ориентир. Вся сложность вопроса здесь в том, как ее вести. Наш недавний собственный опыт реформирования экономических, политических основ общественного устройства показал, что метод идеолого-механического переноса на отечественную почву западных экономических, политических и прочих моделей не приносит народу страны желательного успеха, чреват нарастанием явлений деструктивного порядка (углубление разрыва в образе жизни богатых и бедных слоев населения, моральный и правовой беспредел и пр.).



Подсказкой здесь может быть наша собственная тысячелетняя история. По ходу этой истории страна периодически оказывалась перед необходимостью проводить модернизацию. В отношении отдельных, сторон своей жизни, но в итоге модернизация перерастала в системную трансформацию общества или, по крайней мере, затрагивала все основы его жизни. Хотя модернизация в плане сознания опирались по преимуществу на здравый смысл (как например, крещение Руси, петровские реформы), они приводили, в общем и целом, к успеху. И всякий раз успешная модернизация оказывалась синтезом иностранных заимствований и национальной культуры. Ярчайший пример — русская литература, живопись, театральная и музыкальная культура XIX - начала XX вв. выросли во многом на западноевропейских образцах, но их самобытный характер, как и мировой статус, неоспорим.



Этими общими соображениями и обусловлено содержание первого раздела, выдвижение на передний план проблематики цивилизационных ориентиров модернизации высшего образования. Такая постановка вопроса важна не только с точки зрения внутренних потребностей развития высшей школы, или развития какой-то одной сферы (отрасли) общественной жизни (бизнеса, например), но и с точки зрения интерпретации высшей школы как деятельного субъекта общей модернизации или, в более широком аспекте, общей трансформации российского общества. В этом плане логичны, на наш взгляд, попытки нового прочтения отечественной истории, осмысления разработанных на западе концепций гражданского общества в связи с их переносом на отечественную почву, поскольку именно гражданское общество играет наиболее фундаментальную роль в осуществлении реформ. Закономерна в этой связи и постановка проблемы «вузы как субъекты гражданского общества».



Мы связываем успех модернизации, как образовательной, так и общей, с развитием такого социально-политического института гражданского общества, как многопартийность, и не вообще, а через призму становления двухпартийной системы управления государством как наиболее эффективной в современных условиях.



Уяснение мировых тенденций развития высшего образования, отраженных в международных документах, а также анализ программных документов образовательной политики российского государства также осуществляется с общецивилизационных позиций. Далее в этом разделе рассматриваются некоторые конкретные вопросы модернизации высшего образования (проблема заказчика на подготовку специалистов, развитие связей высшей школы с бизнесом и другие вопросы конкретно-практического характера).



2. Второй раздел книги в своей значительной части посвящен ключевой проблеме в нынешней жизни российской высшей школы, проблеме научно-практического свойства — проблеме административно-правового обеспечения реализации конституционного права российских граждан на высшее профессиональное образование в условиях рыночной экономики, реформируемого общества в целом, определению конкретных направлений дальнейшего совершенствования административно-правового регулирования сферы высшего профессионального образования.



В соответствии с международными нормами и Конституцией Российской Федерации право на образование является одним из важнейших прав человека и гражданина. В обеспечении этого права заинтересованы личность и семья, общество и государство, а равно и бизнес. От качественного выполнения системой образования своих функций, от степени достижения стоящих перед ней целей и задач зависит социально-экономическое и культурное развитие страны. А в данном случае, от права зависит успех ее модернизации и трансформации. Являясь необходимым условием развития общества и государства, система образования сама должна быть приоритетным объектом государственных интересов и поддержки, включая ее надлежащее нормативное регулирование.



Актуальность настоящего исследования во многом обусловлено изменением роли и места разных отраслей права, но в первую очередь права административного в обеспечении конституционного права граждан на высшее профессиональное образование, в особенностях регулирования образовательных отношений в современный период, необходимостью осмыслить эти изменения с целью дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере. Очевидно, что, решая проблемы реализации конституционных прав личности на высшее профессиональное образование, государство должно обеспечить комплексный подход и на основе соответствующего теоретического обоснования создать механизм организационно-правового обеспечения этого права. Изначально ведущая роль в этом принадлежала административному праву, которое в настоящее время, будучи ориентировано на совершенствование правового регулирования в сфере прав и свобод российских граждан, способствует не только становлению законодательства в этой области, но и развитию новых отраслей права.



В этой связи на передний план выходят проблемы теоретико-методологического обоснования принципов государственной политики в области высшего образования, перехода от директивного управления к регулированию социальных процессов, применению новых форм и методов воздействия, соответствующих целям, задачам и функциям образования в современном российском обществе. Это предполагает также необходимость совершенствования законодательства в этой сфере с учетом новых социально-экономических и политических реалий. В то же время важно сохранить ключевой административно-правовой контекст в регулировании правоотношений как адекватно отражающий сущность отношений в сфере образования.



Успешное реформирование высшего образования в условиях развития рыночных отношений, реализация потребностей личности в высшем профессиональном образовании, защита прав и интересов граждан в этой сфере, развитие негосударственного образования требуют повышения эффективности управления высшим образованием на соответствующей научно-теоретической основе, совершенствования форм и методов государственного воздействия на вузы, определения роли и места вузов и самого студенчества в этих процессах, следовательно, и четкой правовой регламентации их статуса. Комплексный анализ системы административно-правового обеспечения реализации права граждан на высшее профессиональное образование позволяет выявить закономерности, тенденции и принципы ее формирования и функционирования, определить проблемы, затрудняющие ее дальнейшее развитие, разработать рекомендации, направленные на совершенствование механизмов государственно-правового регулирования деятельности субъектов образовательного процесса.



3. Содержание последней части второго раздела монографии составляет проблематика университетской автономии. Этот раздел является, в сущности, развитием более общей социально-философской, а равно и социально-политической темы, — «вузы как субъекты гражданского общества». В самом деле, без предоставления вузам широких свобод, и не только чисто академических, но и хозяйственных, трудно рассчитывать на успех модернизации, как в части высшего образования, так и в части общей (страны в целом).



В более конкретном плане обращение к проблематике университетской автономии связано с потребностью в теоретическом осмыслении сущностных оснований академической деятельности в условиях переопределения в большинстве стран с развитой системой высшего образования роли государства, его контрольных и управляющих функций, а также с привнесением рыночных представлений и механизмов деятельности в академическую сферу.



Положительное значение автономии заключается в том, что она раскрепощает творческие силы высших учебных заведений, через посредство развития самоуправления создает благотворную среду не только для научных исследований, совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, но и для разностороннего развития их личности. В более широком плане она противостоит всемогуществу бюрократии государственных органов, ограждая общество от рецидивов администрирования и авторитаризма и тем самым способствует укреплению гражданского общества.



Исторически сложилось так, что проблематика, а равно и сама практика автономии высшей школы как самостоятельного социального института слабо исследовалась российскими учеными. Отсутствие концептуально оформленных теоретических подходов к по¬знанию сущности университетской автономии, охватывающей онтологические, методологические и другие философские аспекты, сдерживает системное осмысление миссии высшей школы в современных условиях, ее места в нарождающемся глобальном мироустройстве, не позволяет полномерно разработать научное обоснование реформ академической сферы, осуществить прогнозирование их социальных последствий.



Этим обстоятельством обусловлено более широкое, чем в других разделах, внимание к процессу исторического развития объекта исследования — университетов и университетской автономии на материале западных стран, и соответственно обращение к историографии проблемы.



4.Книга «От модернизации высшего образования к модернизации российского общества» задумывалась первоначально как однотомное издание, т. е. как завершенное исследование. Но по мере исследования, накопления материала стала ясно, что одной книгой всей актуальной проблематики не исчерпаешь, накопленного материала не охватишь. Так родился более широкий замысел. Таким образом, предлагаемый читателю труд представляет собой первую книгу научно-исследовательского проекта «От модернизации высшего образования к модернизации российского общества». Книга будет иметь продолжение.



Несколько слов в пояснение названия проекта. Его не следует понимать так, что только с высшего образования начинается модернизация страны и общества. Общий процесс модернизации начался в 90-х годах. Претерпели радикальные перемены экономический и политический строй, которые глубоко затронули и другие сферы жизни общества. Их осуществляли кадры, скажем так, ста¬рой закалки со всеми вытекающими отсюда последствиями. На их действиях лежит печать революционной горячки, политического романтизма, перехлеста в практическом утверждении либерально-демократических ценностей. Сейчас, на излете второго постсоветского десятилетия, наступает период более взвешенного отношения к прошедшим событиям и их последствиям, к тем проблемам, которые стоят перед страной, к тем перспективам, которые открываются перед ней. Можно сказать, что первая очередь структурных реформ закончена. Пришла пора второй очереди этих реформ или, если угодно, второй очереди модернизации. Ее можно подвести под понятие шлифовки того, что было заложено в предшествующий период. Но это лишь одна сторона своеобразия нынешней модернизации. Другая ее сторона заключается в том, что она все более перерастает, и будет перерастать в общую, системную трансформацию российского общества.



Здесь в самую пору определиться с понятиями модернизации и трансформации. Они до известной степени совпадают. Модернизация может представлять собой начальный период трансформации и означает сознательный целенаправленный процесс преобразований. Процесс, который инициирует, как правило, государственная власть или, точнее, те силы, которые встали у государственного руля. Трансформация — более широкий процесс, который протекает в основном стихийно. Она захватывает более широкий круг явлений, от устройства государственной власти до образа жизни миллионов людей. Внешне она менее заметна, скромнее по краскам, но, проникая во все поры общества, более фундаментальна. Трансформации сказываются не только на образе жизни традиционных социальных слоев, но и вызывают на сцену истории новые слои.



Современное высшее образование в силу его массовости, диверсификации, высокой технологической оснащенности, концентрации в его рамках научного, педагогического и духовно-культурного потенциала общества играет неизмеримо более высокую роль, чем это было даже в середине XX века. Особо надо подчеркнуть его роль в генерации новых поколений общества. Можно сказать, что современная цивилизация, как бы ее не называть (информационная, постиндустриальная и пр.) обязана своим существованием науке и высшему образованию более, чем какому-то ни было другому фактору.



Иными словами, образование и в особенности образование высшее все более становится главным фактором воспроизводства науки, а вместе с ней главным фактором воспроизводства современной цивилизации. А в случае с Россией — российской субцивилизации (как ветви, в общем и целом, европейской цивилизации). Воспроизводства, в котором решающую роль играет наука и практика социальной инженерии. В этом плане высшая школа выступает в многоплановой роли. С одной стороны, она — кузница кадров социальной инженерии. Это касается, прежде всего, специальностей социально-гуманитарного, экономического профиля, но также и специальностей естественно-научного и технического профиля (хотя бы в рамках цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин). Сплошь и рядом специалисты инженерно-технического профиля становятся со временем руководителями различных уровней и вынуждены решать социальные вопросы. Они должны быть к этому готовы. С другой стороны, значительна и ответственна роль вузов в развитии гуманитарных и социальных наук, особенно в части решения актуальных проблем современного социально-экономического, духовно-культурного развития страны. Здесь важны инновационные походы в организации научных исследований, в формировании тематики и направлений исследований в соответствии с новыми реалиями жизни общества (рынок, тенденции развития бизнеса и т. д.). Не менее ответственна роль вузов в социализации личности или, говоря современным языком, в социальной и воспитательной работе со студентами. Разностороннее воспитание личности помимо традиционных требований (гражданственность, ответственность за свои поступки и т. д.) должно включать понимание роли науки в сегодняшнее мире, уважение к ней.









1 Объективности ради, надо сказать, что недавнее противостояние Запад (США) — СССР было по изначальному импульсу противостоянием внутри европейской цивилизации.