Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (High School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Мистическая Метапроза XX века: Генезис и Метаморфозы

Книга доктора филологических наук А.В. Злочевской посвящена феномену ХХ века «мистическая метапроза». Исследование выстроено по законам логики: описание явления и его генезиса → эстетическая стратегия трех писателей → жанровая модель → поэтика.

Автор, анализируя произведения Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова, показывает схожесть их художественных стилей в рамках одного из течений модернизма — мистической метапрозы. Творческая близость писателей проявляется не только в сфере поэтики их произведений, но и в области эстетической и метафизической проблематики, трагикомического видения мира.

Книга адресована широкой интеллектуальной аудитории — в первую очередь ученым и студентам филологических факультетов, а также всем кто интересуется творчеством Гессе, Набокова и Булгакова.

Срок выпуска — сентябрь 2018 г. Цена — 600 рублей. Формат 70108/16.

Сделать заказ на книгу можно в редакции по адресу philnauki1958@mail.ru

 

ОТ АВТОРА

В предлагаемой читателю монографии впервые в науке описан уникальный литературный феномен – мистическая метапроза ХХ в., канонические версии которого создали в своих произведениях Герман Гессе — Владимир Набоков — Михаил Булгаков.

Несколько слов о истории рождения концепции мистическая метапроза. Прежде всего, сочинение этой книги шло совсем не в той последовательности и далеко не в том логическом порядке, как это представлено в той четкой формулировке, с которой я начала свое предисловие «От автора». Гессе — Набоков — Булгаков с юности были моими любимыми писателями. И мне хотелось о них написать. А затем подумалось, что если они мои любимые, значит, есть у них что-то общее и это общее интересно найти.

Отвергнув гностический ракурс исследования, я поняла, что внутреннее сродство Германа Гессе — Владимира Набокова — Михаила Булгакова лежит не в области их мировоззрений, но гораздо глубже — в типологии их художественных стилей: креативно-эстетической стратегии, жанра и, в особенности, поэтики. Проанализировав нити генетико-типологической связей между творческими стилями Г. Гессе, В. Набоковым и М. Булгаковым, сперва я думала, что речь идет о близости в рамках одного из течений модернизма — мистического реализма 

Однако эта интерпретация оказалась ошибочной, поскольку в романах Гессе — Набокова— Булгакова, кроме системы «художественного двоемирия», характерного для мистического реализма, явственно проявился третий структурный уровень — художественный. Так родилось понятие мистическая метапроза ХХ в.

Дальнейшее исследование этого литературного феномена развивалось вполне по законам логики: описание явления и его генезиса (введение) → теоретическая основа, креативно-эстетическая стратегия трех писателей (глава I «Эстетика мистической метапрозы») → жанровая модель (глава II «Жанр мистического метаромана») → поэтика (глава III «Игровая поэтика мистической метапрозы»).

Предоставленный наследием Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова материал для анализа несопоставим по объему: это практически все творчество Набокова — от «Защиты Лужина» до «Посмотри на арлекинов!», с одной стороны, и лишь «Степной волк» и «Игра в бисер» Г. Гессе, «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — с другой. Поэтому я в большей степени сосредоточусь на сравнительно-типологическом анализе «Степного волка», «Дара» и «Мастера и Маргариты», как наиболее ярких образцах металитературной версии мистического реализма ХХ в. В случае Набокова я привлекаю для анализа материал и других произведений писателя, в которых отличительные черты мистической метапрозы проявили себя более ярко и отчетливо, чем в «Даре».

Первой пробой исследования мистической метапрозы ХХ в. была книга «Три лика мистической метапрозы ХХ века: Г. Гессе — В. Набоков — М. Булгаков» (СПб.: Super Издательство, 2016). К сожалению, эта публикация оказалась крайне неудовлетворительной по качеству редакторско-корректорской работы и оформлению. В связи с этим хочу выразить огромную благодарность профессору Людмиле Георгиевне Тюриной, которая проявила добрую волю и взяла на себя труд выпустить в свет мою переработанную книгу в достойном виде.

Отдельно стоит сказать об обширном библиографическом списке этой книги, разделенном на две части: обильно цитируемые литературные источники и используемые работы критиков.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Эстетика мистической метапрозы

1.1. Антиреалистическая концепция сочинительства

1.2. «Жизнь действительная» — воображение — креация

1.3. «Жизнь действительная» — воображение — память

1.4. Сочинительство как языковая игра у Набокова

1.5. Игровая концепция искусства Гессе, Набокова, Булгакова         

1.6. Юмор и сатира

1.7. Эстетическая концепция Гессе, Набокова, Булгакова

Глава 2. Жанр мистического метаромана

2.1. Сочинительство как миротворчество           

2.2. Трехмерная модель мира

2.3. Типология образа главного героя мистического метаромана

2.4. Художественная метареальность романов

2.4.1. «Степной волк»

2.4.2. «Мастер и Маргарита»

2.4.3. «Дар»

2.5. Художественная и историческая правда мистической метапрозы

2.5.1. Концепт «исторической личности»

2.5.2. «Художественные сны» о Гете и Моцарте

2.5.3. Миф и реальность. «Понтий Пилат»

2.5.4. «Жизнь Чернышевского»

2.5.5. Типология «внутренних текстов» Набокова и Булгакова

2.6. Концепт человека в творчестве Гессе, Набокова и Булгакова

Глава 3. Игровая поэтика мистической метапрозы

3.1. «Зеркальная» образность

3.2. Зеркала и Зазеркалья в романах Гессе, Набокова и Булгакова

3.3. Парадоксы литературного хронотопа

3.4. Интертекстуальность и реминисценции

3.5. Реминисцентно-аллюзийная ориентация в прошлое

3.5.1. «Степной волк»

3.5.2. «Дар»

3.5.3. «Мастер и Маргарита»

3.6. Образ Автора: загадки, головоломки и ребусы

3.6.1. «Степной волк»

3.6.2. «Мастер и Маргарита»

3.6.3. «Дар»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ