Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Почему высшее образование в США – лучшее в мире

 
 
В США в сфере образования нет многих привычных на пост-советском пространстве понятий.
Университеты и колледжи США делятся на два типа: частные и «штатские» – т.е. финансируемые из бюджетов отдельных штатов (федеральных «госвузов» в США нет, потому что исторически сложилось так, что образование не упоминается в Конституции США – в 1787 г. Отцам-основателям США, видимо, было не до того). Все университеты в США – платные, бесплатного послешкольного образования в США нет вообще. В университетах нет ни вступительных, ни выпускных экзаменов или «защиты диплома» (диплом по данной специальности вы получаете за строго определенный «набор» изученных дисциплин); нет и прямой процедуры отчисления за неуспеваемость.
Также, в США есть лишь одна научная степень – PhD или MD (для медиков). Над диссертацией работают примерно 4-5 лет, а ее стандартный объём – около 400 стр., следовательно она реально ближе к пост-советской докторский, чем к кандидатской). ВАКа, слава Богу, в США нет, нет и звания профессора (профессор здесь просто обычная должность, кстати, далеко не самая престижная) – т.е. госчиновники никак не участвуют в научно-педагогическом процессе, стало быть, нет и коррупции.
Кроме того, защита диссертации в США не приводит ни к какому автоматическому продвижению по службе или к повышению зарплаты – это только лишь хорошая запись в резюме, не более. В США платят исключительно за результат вашего труда, а не за красивые бумажки с печатями, которыми вы обклеились в три слоя.
Послешкольное образование в США многоступенчатое, учиться нужно будет долго, тяжело и дорого. Но игра стоит свеч. После средней школы («high-school») американские дети обычно идут в локальный двухгодичный колледж (communitycollege), куда (в отличие от частных элитных) принимают практически всех подряд (однако не «все подряд» его заканчивают!). Такой колледж эквивалентен первым двум курсам университета. После колледжа следует университет (точнее, «UndergraduateSchool» внутри университета), и через два года учебы вы становитесь бакалавром (bachelor). Следующие 2 года учебы в GraduateSchool (но, как правило, в каком-нибудь другом университете, рейтингом повыше) — и вы получаете мастера (Master‘sdegree). После этого можно поступить еще на 2 года в специализированную «высшую школу» – “Law-school”, “BusinessSchool”, “FinancialSchool”, “MedicalSchool” – желательно, уже при каком-нибудь знаменитом университете «из первой мировой десятки». Вот тогда вам почти гарантирована работа в престижном месте за хорошую зарплату (для начала $50.000/год). Но безбедной жизнью вы будете жить не скоро – ведь, допустим, 2 года учебы в Гарварде или Стэнфорде на мастера потребует от вас $50.000х2=$100.000, плюс $150.000 за BusinessSchool, итого $250.000, которые вы, скорее только, возьмете в банке в кредит и будете лет 10 отдавать с процентами. Но потом, к 40 годам, когда вы вернёте кредит, а ваша зарплата подскочит до $200-250 тыс./год (если будете работать по 10-12 часов в сутки, включая выходные), вы станете зажиточным американцем; можно будет и дом купить (опять в кредит, но теперь уже не тяжкий), и детей завести (раньше – никак!). Если же вы закончите «штатский» (т.е. не частный) университет – это будет намного дешевле — $20-25 тыс./год, но и работа после него у вас будет «пожиже», да и найти ее будет посложнее. Зато, если вы из небогатой семьи и хорошо учитесь – в таком университете вам дадут ежегодный безвозмездный грант в несколько тысяч долларов и возможность работать внутри университета — так наз. «work-study» — 3-4 часа в день за $8-10/час).
При поступлении в университеты США любая коррупция полностью исключена. Вот как, например, в США поступают в университет: вы захóдите на его веб-сайт и заполняете анкету (можно и в 10 разных университетов – это стоит $60 «за штуку»); кроме ФИО и проч., туда вводятся ваши оценки в колледже, ваши победы на конкурсах, ваша общественная активность (очень ценится поволонтёрить где-нибудь в приюте для бездомных) и т.д. Т.е., на этом сайте у вас появляется своё «абитуриентское окно». Если захотят что-либо проверить – там появляется требование на копию какого-либо документа (отсканировать и прикрепить). Никаких вступительных экзаменов, никаких личных контактов ни с кем! Через некоторое время в вашем «окне» появляется письмо, которое начинается со слова «Congratulate» (поздравляем) или «Sorry» (сожалеем); на «sorry» можно подать апелляцию, но обычно из 10 университетов минимум 2-3 вас примут. А вот взятку давать попросту НЕКОМУ!
Списывать из интернета студентам нельзя – в любом университете есть специальная программа «Plagiary», которая сразу вас «заложит» (все домашние задания делаются в электронном виде и «вешаются» на сайт преподавателя, и он тут же пропускает их через «Plagiary»). Сквозь эту же «инквизиционную» программу прогоняются и все диссертации – попробуй только что-нибудь «слямзить»! Кстати, если ты попался на плагиате – тебе конец: выгоняют с «волчьим университетским билетом».
Коррупция исключена и на экзаменах, которые проводятся по принципу «multiplechoice»: вам выдается лист, например, с тридцатью вопросами, на каждый вопрос предлагаются 4 ответа (все очень правдоподобные, но правильный – только один!). Времени – 1 час, т.е. по 2 минуты на вопрос (вы затушевываете кружок против выбранного ответа); еще 5-6 таких же вопросов-ответов связаны с вычислениями, на них – по 5 минут (это еще 30 мин). Далее учитель сканирует ваш листок в свой компьютер, который, используя простенькую программу, выдает вашу оценку (обычно, за 90% и более правильных ответов — «А», 80% — «В», 70% – «С», ниже 70% — «D» — т.е. «неуд»!). Ох, суровы требования — а ведь чтобы попасть в престижный университет, еще и нужно учиться не ниже «эй-майнус» (А-)! И это при том, что домашние задания просто безразмерны: за неделю по всем курсам набирается прочесть и выучить пару-тройку сотен страниц, студенты спят по 4-5 часов максимум.
Вот еще полезная «штучка»: на первом занятии студентам выдается так наз. «green-sheet» (листочек зеленого цвета), где расписана методика подсчета оценки за семестр; например, для химии: финальный экзамен – 40%, промежуточный экзамен в середине семестра – 20%, средняя оценка по 7-8-ми «лабораторкам» – 25%, средняя по домашним заданиям – 15%). Такой подход, во-первых, более объективен, во-вторых, вы заранее знаете «что почём», что сводит к минимуму произвол преподавателя, в-третьих, плохая оценка на финальном экзамене – это еще не приговор, если всё остальное было окей.
А что же будет, если вы все же умудрились получить «D» (допустим, по линейной алгебре)? А вот что. Пусть вы решили стать бакалавром по экономике. На сайте факультета экономики вашего университета вы нашли перечень всех курсов, которые вы должны пройти для бакалаврата и распределили их на 4 семестра (2 года). Одна из обязательных дисциплин – макроэкономика, но перед ней вы обязаны пройти вот эту линейную алгебру (так наз. «пре-реквизит»), за которую, вы, увы, получили «D». Теперь вы пытаетесь на следующий семестр зарегистрироваться на необходимую вам макроэкономику, но компьютерная система вас НЕ ПРОПУСКАЕТ, т.к. у вас нет зачета по необходимому «пре-реквизиту» — линейной алгебре, и как-то «уладить» это с помощью пачки долларов или звонка сенатора — нет никакой возможности. Вас вроде бы не отчисляют, но и учиться дальше не дают. Что теперь? – Да ничего хорошего! Но и ничего фатального. Можно попробовать взять эту алгебру в следующем семестре (можно с другим преподавателем – их всегда несколько), а можно отказаться от бакалаврата по экономике (без линейной алгебры вам его все равно не видать!) и выбрать что-нибудь попроще – например, «Communication». Однако в обоих случаях рушится весь ваш двухгодичный график учебы, а обучение удлиняется и дорожает.
Основа популярности американских университетов — их наивысшие международные рейтинги. Вузы оцениваются международными рейтинговыми агентствами, например, наиболее авторитетным «QSWorldUniversityRankings» (головной офис – в Лондоне). В 2012-м году в его опросах приняло участие 16 тыс. крупнейших работодателей и 32 тыс. ведущих представителей академического сообщества по нескольким критериям: количество лауреатов Нобелевской и др. престижных международных премий, слава учебного заведения между международного академического сообщества и в интернете (частота запросов в поисковиках), размер частных инвестиций, цитируемость их профессуры в международной научной прессе (так наз. «индекс цитирования» — для повышения рейтинга многие университеты, например, ведут «охоту» за учеными с мировым именем), слава выпускников между престижных работодателей, процент иностранных профессоров и студентов (например, в 2009-10 учебном году в американские вузы поступило около 700 тыс. абитуриентов из других стран, половина из них – китайцы), соотношение числа студентов и преподавателей, и др. В соответствие с «QSWorldUniversityRankings-2012», в десятку лучших вузов мира вошли «американцы»: два технологических вуза – MIT и CalTech, а такжеHarvard, Princeton (там работал знаменитый А. Эйнштейн), Stanford, Yale, Berkeley, а также три «англичанина» — Cambridge, Oxford и ImperialCollege; лучший российский вуз — МГУ — 116-й (в рейтингах некоторых других агентств его место выше), украинские вузы в списке «Топ-400» отсутствуют. Достоверность такого рейтинга подтверждается и суммарным распределением Нобелевских премий (по всем номинациям за все годы): «чемпион» здесь США – 276 лауреатов, следом идет Великобритания – 102 лауреата.
Чтобы лучше понимать, чтó означает «один из лучших университетов мира», сообщаю: годовой бюджет, например, Гарварда — около 35 миллиардов долларов (и между них — ни одного «госдоллара»!) – это 75% бюджета-2012 всей Украины ($50 млрд).
Несколько таких старинных и прославленных элитных университетов США на Атлантическом побережье образуют так наз. «Лигу Плюща» — «IvyLeague» (их главные кампусы увиты кустами плюща, отсюда и странное название). Именно из Лиги Плюща вышли почти все американские президенты и Нобелевские лауреаты и именно Лига Плюща является заветной мечтой любого американского абитуриента. Интересно, что около 20% членов прошлого и нынешнего правительства Китая получили образование в Лиге Плюща – не отсюда ли отчасти «растут» выдающиеся экономические успехи КНР?
Важно отметить, что профессура первой сотни мировых университетов имеет индекс цитирования (ScienceCitationIndex — SCI) в сотни, а то и тысячи единиц. Это значит, что эти профессора не только публикуют свои статьи в престижных международных журналах, но сотни и тысячи других профессоров такой же высокой квалификации читают научные статьи коллег и ссылаются на них в своих статьях, публикуемых в этих или других журналах аналогичного уровня – и это не потому, что у этих цитируемых профессоров полная пазуха купленных за взятки всяческих дипломов, и не потому, что все они родственники и кореша Б. Обамы или местных губернаторов, а исключительно потому, что результаты публикуемых ими исследований в скором будущем повлияют на всю мировую технологическую и экономическую политику, а то и на образ жизни десятков миллионов людей.
Вот, например, типичный профессор из «высшей университетской лиги» - профессор Стэнфордского университета (Калифорния) Себастьян Тран (SebastianThrun), директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта (SAIL), руководитель проекта корпорацииGoogle «Беспилотный автомобиль». Перед беспилотным автомобилем открываются невероятно широкие перспективы. Только в США машина претендует на нишу с совокупной выручкой $2 триллиона в год. Технология «автобеспилотника» имеет настоящий потенциал сохранить тысячи жизней и уберечь миллионы людей от травм, равно как высвободить для экономики сотни миллиардов долларов – за счет: а) снижения числа ДТП на 90%; б) до 60% экономии времени водителей и расхода топлива за счет оптимизации пути; в) расширения спроса на «Гугломобиль»(который сможет безаварийно водить даже «блондинка из анекдота»!).То есть только для США речь идет о 30.000 спасенных жизней в год, о примерно полутора миллионах предотвращенных травм и примерно о $500 миллиардов сэкономленных страховых и медицинский выплат, а также о вдвое меньших расходах на моторное топливо ежегодно. (А во всем мире, по данным ВОЗ,ежегодно гибнут на дорогах 1,25 миллионов человек, из них 270 тыс. пешеходов, а травмируются около 50 миллионов – представляете масштабы влияния этой разработки?!).
Более 95% украинских профессоров имеют SCI = 0, т.е. НИКТО в научном мире этих профессоров знать не знает, а их статей, опубликованных в «Сборнике научных трудов Тьмутараканского университета»(который не входит даже в «Top-1000» мирового университетского рейтинга) – НИКТО в глаза не видел. Ну и много ли толку от таких «подпольных» профессоров Украине? А главное: можно ли им доверять обучение молодежи – ведь это БУДУЩЕЕ страны. Например, в одной из своих предыдущих статей («Третья Промышленная Революция») я рассказывал о технологической революции на базе 3D-принтеров и 3D-биопринтеров. Какие университеты на пост-советском пространстве начали готовить специалистов для проектирования 3D-принтеров и для использования технологий 3D-печати? А американские MIT и CalTech уже начали…
Наука и образование давно уже, как и все остальные отрасли, глобализованы, и их нельзя превращать в этакий провинциальный «междусобойчик». Т.е., конечно можно, но тогда такой вуз и его преподаватели будут известны лишь внутри своего околотка, как население деревни знает о местной любительской футбольной команде. Да и в сущности, принципы формирования современного супер-университета мало чем отличаются от формирования современного футбольного супер-клуба типа «Челси» или «Реал» или, если угоден более близкий пример —  «Шахтер» или «Зенит»: привлечение крупных инвесторов, супер-современные база и инфраструктура, привлечение мировых звезд, участие в супер-турнирах (в данном случае — в научных супер-проектах, супер-журналах, супер-конференциях), завоевание престижных международных наград, авторитет в профессиональном международном сообществе и т.д…. Что ж, когда украинские и российские миллиардеры перестанут лихорадочно скупать футбольные клубы, стометровые яхты, греческие острова и пехтхаузы в лондонском Mayfair или нью-йоркском Manhattan, а обратят свой взгляд на отечественные ВУЗы – тогда, вероятно, и появятся украинские (российские) Гарварды и Стэнфорды…
 
Михаил Краснянский, PhD (США)
Хвиля