Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Итоги ФЦПРО в 2011 году

 

17 апреля 2012 г. состоялось заседание коллегии Минобрнауки России по вопросу «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы как основном инструменте обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». Итоги реализации ФЦПРО в сфере профессионального образования в 2011 г. представляем вниманию читателям.
 
1. Модернизация региональных систем профессионального образования
В 2011 г. субъектами РФ за счет субсидий из федерального бюджета были разработаны программы модернизации системы профессионального образования. Главная направленность данных программ — развитие благоприятной социально-экономической среды в регионах за счет вывода системы профобразования на качественно новый уровень. Основным акцентом явилась ориентация региональных программ на взаимодействие с крупнейшими работодателями регионов.
Первым шагом стала привязка каждого субъекта РФ к моно-работодателю региона. Субъекты РФ, участвующие в ФЦПРО, определили для себя по одной приоритетной отрасли, в рамках которой начали выстраивать сбалансированную систему взаимодействия основного работодателя в этой отрасли с образовательными учреждениями НПО, СПО, ВПО. Выбор на первом этапе только одного основного работодателя обусловлен вполне объективными причинами:
— высокая степень присутствия работодателя в регионе влечет за собой повышенную потребность в местных кадрах. Как следствие — большая степень заинтересованности конкретного работодателя в обеспеченности трудовыми ресурсами, в плотных коммуникациях с образовательными учреждениями региона;
— развитость отрасли в регионе характеризуется наличием финансовых возможностей со стороны предприятий — участников программы в софинансировании Программ модернизации региональных систем профобразования.
Были выделены 10 приоритетных отраслей (направлений):
 

ü                 авиационная и космическая
промышленность
ü                 энергетика
ü                 добыча полезных ископаемых
ü                 атомный энергопромышленный
 комплекс
ü                 нефтехимия
ü                 медико-биологическая и фармацевтическая промышленность
ü                 наноиндустрия
ü                 металлургия
ü                 машиностроение
ü                 система педагогического образования
 
Субсидии из федерального бюджета предоставлялись субъектам РФ на конкурсной основе. Для получения допуска к участию в конкурсе субъекты РФ должны были заключить Соглашение о взаимодействии с ведущим работодателем приоритетной отрасли, представленным в регионе. В Соглашении были определены объемы финансирования со стороны работодателя, детальный план-график сотрудничества.
Одновременно для участия в конкурсе субъект Федерации должен был представить утвержденную региональными исполнительными органами программу модернизации системы профессионального образования, отвечающую следующим основным критериям:
— программы направлены на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
— программы разработаны при участии объединений работодателей;
— в программах установлен приоритет образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров в целях реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;
— программы предусматривают сокращение сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях НПО путем расширения практики заочного и дистанционного обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального образования, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;
— программы содержат комплекс мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомление учащихся образовательных учреждений с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях;
— программы предусматривают меры дополнительной поддержки выпускников учреждений НПО и СПО, избравших работу по профильной специальности.
По результатам конкурсных отборов определены 30 субъектов Российской Федерации.
 

Основные итоги модернизации системы отраслевого профобразования
(на примере машиностроительной отрасли)
·        модернизировано содержание программ профессионального образования: обновлены учебные планы и программы на основе компетентностного подхода для машиностроительной отрасли;
·        оснащены уникальным высокотехнологичным оборудованием учебные лаборатории и мастерские, позволяющие выпускать кадры для предприятий партнеров без переобучений и стажировок;
·        значительно расширен сегмент рынка образовательных услуг, который охватывает весь спектр потребностей предприятия в кадрах нового поколения;
·        повысился уровень ожиданий предприятий машиностроительной отрасли к реальному качеству подготовки выпускников;
·        обеспечен доступ обучающихся к современным информационно-технологическим ресурсам, что позволило погрузить их в современную технологическую среду.
 
Отметим заинтересованность ведущих российских компаний в реализации мероприятий ФЦПРО. Так, в конкурсе приняли участие ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Северсталь», ОАО «Объединенная авиационная компания», ОАО «Норильский Никель» и др.
Проекты региональных программ модернизации систем профессионального образования в субъектах РФ ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество с такими работодателями.
 

Алгоритм взаимодействия с промышленным партнером
Этап 1. Формирование кадрового заказа на 2012—2014 гг. работодателями
Этап 2. Определение групп стратегического партнерства: предприятие — ведущее учреждение профессионального образования
Этап З. Разработка программы сотрудничества Партнерский совет (предприятие — колледж — органы государственной власти)
Этап 4. Привлечение дополнительных ресурсов для реализации заказа на подготовку кадров
 
2. Укрепление базовых учреждений НПО и СПО
Финансирование осуществлялось из федерального бюджета победителям открытых конкурсов. Особенностью финансирования являлось выделение средств ведущему образовательному учреждению, задачей которого было:
— осуществление взаимодействия с работодателями;
— взаимодействие с профильными образовательными учреждениями с целью создания единого образовательного кластера;
— разработка и тиражирование образовательных программ.
В 2011 г. было проведено 11 конкурсов, победителями которых признаны 11 образовательных учреждений профессионального образования, которыми проведена масштабная и интенсивная аналитическая работа.
1. Изучены российское законодательство и практика его применения в области деятельности объединений работодателей, отраслевых форматов государственно-частного партнерства, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, а также в области организации взаимодействия работодателей, научных и образовательных организаций, включающего интенсивный обмен ресурсами, технологиями и ноу-хау.
2. Рассмотрен российский и зарубежный опыт создания и обеспечения деятельности ресурсных центров и организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
3. Приняты во внимание прогнозы и экспертные оценки развития отрасли с учетом задач ее технологической модернизации, программ развития и программ кадрового обеспечения и кадровой политики.
4. Рассмотрены требования профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, федеральных государственных образовательных стандартов и требования работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам — профессиональным компетенциям специалистов.
5. Исследован рынок производимого современного учебно-производственного оборудования, в т.ч. уникального, необходимого для обеспечения образовательного процесса, и программ, реализуемых профильными (по отношению к отрасли) учреждениями НПО, СПО, ВПО и ДПО.
С учетом результатов анализа были сформулированы предложения по организации сетевого взаимодействия учебных заведений и работодателей на базе межрегиональных ресурсных центров. В будущем это позволит скорректировать и развить существующие модели.
 
3. Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов
Сертификация квалификаций представляет собой значимый общественно-государственный инструмент обеспечения качества рабочей силы и механизм стимулирования развития рынка труда.
Формируемая в рамках ФЦПРО система оценки и сертификации квалификаций призвана обеспечивать поддержание соответствия качества рабочей силы (квалификации работников) потребностям экономики и общества посредством согласования позиций работодателей, системы образования и органов власти. Основная задача системы сертификации — давать объективную признаваемую работодателями и профессиональными сообществами оценку соответствия квалификации работника (его знаний, умений и компетенций) требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами, и подтверждать готовность работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации.
В соответствии с вышесказанным в рамках мероприятия 8 будет создана сеть экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций. Для ее эффективного функционирования будут созданы новые технологии и измерительные материалы для оценки качества образования на основе разрабатываемой профессиональным сообществом системы профессиональных стандартов.
Реализован комплекс проектов по разработке и апробации моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра:
в 11 отраслях:

ü     атомная
ü     нефтегазоперерабатывающая,
ü     железнодорожный транспорт
ü     медико-биологическая и фармацевтическая
ü     металлургия
ü       авиастроение
ü       наноиндустрия
ü       машиностроение
ü       энергетика
ü       автомобилестроение
ü      ракетно-космическая
 
и 7 областях:

ü      управления персоналом
ü      юриспруденция
ü      туризм и сервис
ü      информатика и вычислительная техника
ü      педагогика
ü        «Мастер делового администрирования» (МВА)
ü        «Специалист по государственному и муниципальному управлению» (МРА)
 
Кроме того, в рамках мероприятия реализованы проекты, направленные на:
— формирование Федерального сегмента информационной базы данных о деятельности экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификации;
— создание типовой технологической модели информационного обмена центров оценки и сертификации квалификации.
 
4. Создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ
В рамках мероприятия на конкурсной основе в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказана поддержка общественно-профессиональным организациям (объединениям):
— разрабатывающим и внедряющим механизмы (методики) внешних экспертных оценок, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
— внедряющим модели создания условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных учреждений, предоставления их общественности.
В 2011 году:
— начаты работы по созданию и развитию единой базы данных о признанных общественно-профессиональных организациях, включенных в соответствующий реестр;
— разработаны модели общественной оценки качества профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО);
— разработаны модели профессиональной оценки качества программ профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО);
— разработаны модели формирования Общероссийского Регистра организаций (ОРРО) в сфере общественной, профессиональной оценки качества профессионального образования и общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профессионального образования; разработаны модели внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО) образовательных учреждений юридического профиля.