Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Совместные образовательные программы: состояние, проблемы, перспективы

 

В статье анализируются современное состояние и проблемы развития совместных образовательных программ российских и зарубежных вузов, приводятся как результаты аналитических исследований, так и статистические данные. Систематически представлены проблемы, связанные с состоянием нормативно-правовой базы создания и реализации совместных программ вузами РФ, и намечены пути их решения.
Ключевые слова: совместные образовательные программы, международное образовательное сотрудничество, нормативно-правовая база международного сотрудничества российских вузов.
 
Для чего нужны совместные программы?                   
Создание вузами совместных образовательных программ — практика, насчитывающая уже более полутора десятилетий. От практики обмена студентами на непродолжительный (от месяца до трех) период вузы всё более массово переходят к практике совместных программ. И если до начала нового тысячелетия создание таких программ было инициативой вузов, то теперь — это уже направление политики в образовании, под которую создаются программы и выделяются финансовые средства. Стоит отметить, что даже в США за последнее десятилетие мы наблюдаем кардинальное изменение позиции в отношении образовательного сотрудничества; политика «опоры только на собственные силы» меняется в ведущих вузах (Гарвардском, Стэнфордском и др. университетах, Массачусетском технологическом институте) на идею диверсификации образования, которая возможна за счет включенного обучения студента, по крайней мере, в течение полугода в другом ведущем вузе на взаимной основе. Это — не признание собственной слабости. Дело в том, что современные темпы развития производства и возросший темп внедрения инновативных разработок, а также их разнообразие однозначно требуют от системы образования, во-первых, гораздо более высоких темпов включения новых идей и технологий в образование, во-вторых, диверсификации (разнообразия) образовательного процесса. Инновационность производства, необходимость включения инновационных разработок (различных, заметим, в разных странах) и необходимость диверсификации подготовки кадров и являются объективной основой создания совместных программ.
Мотивация создания совместных образовательных программ сходна в вузах мира и заключается в следующем.
             Совместные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных/региональных систем образования.
             В условиях усиления процессов глобализации и интеграции на международной арене во всех сферах общественной жизни развитие системы высшего образования также необходимо осуществлять в направлении обеспечения ее сопоставимости (в области применяемых механизмов, критериев и стандартов) с зарубежными системами высшего образования. Подобная сопоставимость создаст благоприятную базу для развития совместных образовательных программ, одним из положительных эффектов которых является обогащение существующих образовательных программ инновационными элементами зарубежных образовательных программ.
               Посредством разработки совместных образовательных программ у Российской Федерации открывается возможность выхода на образовательные рынки других стран (в т.ч. и СНГ), популяризации и экспорта российского высшего образования за рубежом, а также создания единого европейского рынка труда, что является важным моментом для трудоустройства будущих выпускников и тем самым — для мотивации их выбора.
 
Образовательные программы считаются совместными, если они отвечают следующим характеристикам:
программы создаются и одобряются совместно несколькими вузами;
студенты из каждого вуза проходят часть обучения в других вузах;
сроки обучения студентов в участвующих вузах сравнимы по длительности;
сроки обучения и сданные экзамены в вузах-партнерах признаются полностью и автоматически;
преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по зачислению и экзаменам;
после завершения полной программы студенты либо получают государственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень (в реальности это обычно неофициальный «сертификат» или «диплом»), присуждаемую совместно.
 
Как сейчас развиваются совместные программы?    
Мы будем опираться на ряд специальных исследований, в частности на аналитические материалы европейской ассоциации университетов, прежде всего — «Развитие совместных магистерских программ для Европы», а также «Результаты исследования программ двойных (или более) и совместных дипломов», осуществленного под эгидой Немецкой службы академических обменов (DAAD) и конференции ректоров высших учебных заведений Германии (HRK); материалы исследования в рамках создания единой системы академической мобильности в МГУ им. М.В. Ломоносова (2006—2008 гг.); статистические данные Минобразования и науки России и исследований, проведенных в рамках программы Tempus в Российской Федерации.
Больше всего совместных программ создается в области инженерного дела и менеджмента. Однако, например, в странах Евросоюза в 2008 г. совместных программ в области инженерного дела уже на 12% больше, чем в области менеджмента. Второй блок активности — социальные науки[1]. Далее следуют гуманитарные науки, право, языковедение, математика, медицина, коммуникативистика.
Обращает на себя внимание небольшое число совместных программ между университетами стран Евросоюза и стран, в него не входящих, в таких областях, как сельское хозяйство и фундаментальное естествознание, в то время как совместных программ в области геологии и географии в 5 раз больше. Однако общее количество всех этих программ пока невелико.
Профессиональными областями, в которых российскими вузами накоплен достаточный опыт сотрудничества, в т.ч. по созданию совместных программ, являются менеджмент, экономика, языковая подготовка, социальные науки, международные отношения, образование. Благодаря процедурам международной аккредитации инженерных программ, накоплен большой опыт сотрудничества между российскими и европейскими университетами в области инжиниринга. А вот о сотрудничестве в области естественных наук информация очень скудная. В частности, 238 программ двойных дипломов, осуществляемых в настоящее время вузами РФ со странами Евросоюза, распределяются по областям специализации следующим образом:
экономика и управление — 101 (42%);
инженерные науки — 80 (33%);
гуманитарные науки — 31 (13%);
естественнонаучные специальности — 12 (5%).
 
Типологии совместных программ                       
Еще в 2006 г. была решена проблема единого определения и типологии межвузовских программ.
Совместная образовательная программа — программа, осуществляемая двумя или более вузами в следующих формах:
                   аккредитованные и валидированные программы (признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера);
                   франчайзинговые программы (передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки);
программы двойных и совместных дипломов (согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома).
 
В рамках программы Erasmus предложена следующая классификация научных областей образовательных программ.
 

  Сельскохозяйственные науки.
Архитектура, городское
и региональное планирование.
Искусство и дизайн.
Менеджмент.
Образование, подготовка учителей
средней школы.
Инженерное дело.
География и геология.
 Гуманитарные науки.
Языковедение и литературоведение.
   Право.
Математика и информатика.
Медицина, науки о здоровье.
 Естественные науки.
Социальные науки.
Коммуникативистика.
Прочие дисциплины.
 
При сравнении предложенной выше классификации с перечнем направлений подготовки (специальностей) ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»[2] (содержит 111 направлений подготовки) очевидно менее детализированное описание областей и специальностей в данной классификации, что облегчает задачи сотрудничества.
В рамках всех программ студенты обязаны пройти часть обучения в университете-партнере. В программах Erasmus-Mundus (программа Европейского Союза по разработке совместных программ и развитию мобильности) студенты, как правило, должны обучаться в 2-х или 3-х партнерских университетах.
Большая часть совместных программ реализуется на уровне магистратуры и аспирантуры. Среди программ двойных дипломов вузов РФ и стран Евросоюза в 2009/2010 учебном году приходилось:
20% на программы уровня бакалавриата;
9% на программы специалиста;
65% на программы магистра;
5% на программы аспирантуры.
Однако общая статистика неутешительна — в программах двойных дипломов российских и европейских вузов в 2009/2010 учебном году приняли участие 6682 российских и 565 иностранных студентов; 494 российских преподавателя работали в европейских вузах-партнерах, 450 европейских преподавателей — в российских вузах-партнерах.
Как правило, программы завершаются присвоением двойных или многосторонних дипломов (71%), т.е. национальных дипломов в каждой стране-партнере. При этом может прилагаться сертификат, выдаваемый от имени всех членов консорциума.
 
Проблемы реализации совместных программ             
 
Назовем ключевые проблемы совместных программ:
       вопросы качества подготовки;
       вопросы признания совместных дипломов и изменения национального законодательства;
       финансовые проблемы осуществления академической мобильности.
Трудно не согласиться с каждым из сделанных выводов, хотя для России рейтинг этих приоритетов может отличаться от представленного выше.
 
Проблема признания программ    
Проблема признания международных межвузовских программ, по мнению экспертов, является ключевым элементом в дальнейшем сотрудничестве по разработке учебных программ и присуждению совместных ученых степеней. В 2004 г. были сформулированы следующие аспекты признания международных межвузовских программ:
признаются ли всеми вузами — участниками международной межвузовской программы все периоды обучения студента в вузах-партнерах?
признаются ли на национальном уровне ученые степени выпускников международных межвузовских программ?
признаются ли ученые степени выпускников международных межвузовских программ другими учреждениями стран-участниц?
признаются ли ученые степени выпускников международных межвузовских программ третьими странами?
 
В ответах на поставленные вопросы прослеживается ситуация, аналогичная той, которая существует в России:
на уровне двусторонних договоренностей между университетами периоды обучения признаются автоматически (или почти автоматически);
на национальном уровне дипломы и степени признаются только при получении национальных дипломов;
признание степеней в других странах связано с дополнительным согласованием и не всегда бывает успешным;
третьими странами ученые степени признаются только в каждом конкретном случае — при получении дипломов конкретных университетов и стран.
 
Из-за юридических трудностей в признании совместных степеней в практике сотрудничества стали более четко разграничивать вопросы, связанные собственно с самими совместными программами, и — присвоения дипломов по завершении этих программ. Так, в университетской практике наряду с присуждением совместного диплома, когда от лица стран — участниц программы выдается один диплом, широкое распространение получило присуждение двух дипломов. При этом один из них представляет собой признаваемую всеми национальную степень, другой — иногда только сертификат, подписанный всеми участниками университетского партнерства и поэтому не имеющий юридического признания на национальном уровне. Для устранения подобных проблем необходимо внести изменения в национальные законодательства.
 
Проблема финансирования программ               
Самым сложным вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными по сравнению с обычными, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью финансирования международной мобильности и механизмов управления программами. Распространена практика, когда эти более высокие затраты покрываются самими участниками сети или даже студентами. Первый способ может снижать заинтересованность университетов в таких программах. Второй — приводит к усугублению неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в различной степени.
 
Проблема правового обеспечения программ               
Необходимо отметить, что развитие совместных программ российских и зарубежных вузов тормозится несовершенством правовой базы как в области образования, так и миграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на территории РФ и др.
 
В области образования
1. Понятия «совместный диплом» в российском законодательстве просто нет. Справедливости ради надо отметить, что проблема совместных дипломов до сих пор является неразрешенной с юридической точки зрения в большинстве стран Европы. Но ведь вопросы приложения к диплому у нас даже на общенациональном уровне не отрегулированы! Необходима оптимизация практики выдачи «европейских приложений» к диплому о высшем образовании.Diploma Supplement) решаются высшими учебными заведениями самостоятельно». Такой порядок сохранится «до официального изменения формы российского диплома о высшем профессиональном образовании». До настоящего времени эта форма не изменена. В настоящее время в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России[3] «вопросы выдачи общеевропейского положения к диплому (
Понятие «совместная программа» введено в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»[4].
2. Что касается курсов, прослушанных в других вузах (в т.ч. за рубежом), то осуществляющие совместные программы российские вузы должны сами определять порядок их перезачета. В соответствии со ст. 46 Типового положения «в программах двухстороннего и многостороннего обмена могут перезачитываться дисциплины, изученные в другом вузе, в т.ч. в зарубежном, в порядке, определяемом вузом».
Однако вузы перезачитывают курсы студентам только в индивидуальном порядке. Иное крайне затруднительно, а скорее невозможно, с точки зрения российского законодательства. Даже если вузы согласуют курсы в рамках требований ГОС ВПО, то «включение» курсов одного вуза в программу другого[5] потребует заключения соглашения либо об использовании интеллектуальной собственности, либо о франшизе.
В первом случае речь идет о лицензионном соглашении. Однако эта сделка может быть рассмотрена и как сделка на предоставление образовательных услуг на территории РФ непосредственно зарубежным университетом. Во избежание возможности такого рассмотрения лицензионное соглашение следует заключать не с университетом, а непосредственно с преподавателями, читающими конкретные курсы. Но следует иметь в виду, что данная деятельность для российского вуза в таком случае подлежит налогообложению.
Введение же франчайзинговой совместной программы будет рассматриваться с точки зрения ГК РФ как «коммерческая концессия», т.к. именно это понятие в целом соответствует зарубежным законодательным определениям понятий «франчайзинг», «франшиза». Однако в ст. 11.1 Закона РФ «Об образовании» определено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Любая российская образовательная организация, таким образом, не вправе выступать стороной в договоре коммерческой концессии, а также зарегистрировать данный договор.
3. Одной из серьезных проблем российского образования на мировом рынке является непризнание дипломов большинства российских вузов на международном уровне. Вступление России в Болонский процесс явилось, конечно, знаменательным шагом в сторону соотнесения российских стандартов с общеевропейскими. Российская Федерация подписала ряд международных конвенций о признании. Но всё это — рамочные соглашения, есть масса механизмов, тормозящих реальный процесс. Зарубежные страны — покупатели образовательных услуг не всегда прислушиваются к конвенциям. Несмотря на ратифицированную Россией в 2000 г. Лиссабонскую конвенцию 1997 г. о взаимном признании европейскими странами документов об образовании, многие зарубежные университеты до сих пор не признают российский аттестат зрелости как документ о полном среднем образовании, а западные работодатели смотрят на российские дипломы с еще большим скептицизмом.
Здесь есть два аспекта проблемы: де-юре и де-факто.
Де-юре существует Лиссабонская конвенция, которую ратифицировала и Россия. В этой конвенции дословно записана следующая формулировка: «Каждая страна, подписавшая данную конвенцию, признает документ об образовании любой другой страны, подписавшей данную конвенцию, если не будет доказана существенная разница в содержании программ обучения». Иными словами, если гражданин приезжает в страну, подписавшую конвенцию, там обязаны признать его документ об образовании. А если не признают, то не гражданин должен доказывать, что его диплом можно признать, а данная страна должна доказать, что нельзя. Эта конвенция подписана почти всеми странами Европы.
Таким образом, де-юре студенты и специалисты с российскими дипломами, приезжающие на Запад, обладают своего рода презумпцией компетентности. Но де-факто признать российский документ об образовании и принять человека на работу или учебу должна не страна, а конкретный вуз или работодатель. И здесь возникает много трудностей.
Де-факто так не происходит. Вопрос взаимного признания дипломов является одним из пяти самых важных вопросов международного образовательного сотрудничества и является краеугольным камнем построения и успешного функционирования международных образовательных программ. С целью создания юридических предпосылок для преодоления проблемы признания дипломов, ученых степеней и образовательных программ Совет Европы совместно с ЮНЕСКО разрабатывали новые конвенции в области образования, единые для всех стран-участников. В регион Европы, рамки которого определены ЮНЕСКО, входят 49 стран, включая США, Канаду и Израиль.
Россия также ратифицировала ряд конвенций, касающихся вопросов образования. Однако и в России есть специальная и довольно непростая система признания иностранных дипломов, что говорит о том, что наша система высшего образования еще не «встроилась» в общемировую. Для того чтобы иностранный диплом был действителен на территории РФ, необходимо пройти процедуру признания. Система признания документов иностранных государств об образовании функционирует только в индивидуальном порядке и не рассчитана на массовый прием студентов из зарубежных стран. При создании совместных международных программ настоящая система признания зарубежных степеней и дипломов, по всей видимости, не справится с объемом работы. В таком виде, как сейчас, она отпугивает иностранных студентов, которые не могут непосредственно на практике реализовать свой зарубежный диплом в России, а также свой российский диплом (или его российскую часть в совместной программе) у себя на родине или в других странах.
 
В области иммиграционной политики, въезда иностранных граждан на учебу
Развитие и реализация совместных (в т.ч. международных) программ требуют совершенствования нормативно-правовой базы в других сферах российского законодательства, например, миграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на территории РФ, въезда и выезда в/из Российской Федерации, налогового и др. Так, в последние годы усложнилось оформление права на проживание в РФ во время учебы.
В настоящее время въезд иностранных граждан, в т.ч. студентов, аспирантов и академического персонала, на территорию РФ регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Данным законом, в частности, предусмотрен порядок получения визы. Основанием для получения визы является приглашение, оформленное федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или территориальным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел. Упрощенный порядок действует только для граждан ЕС и не применяется для получения, в частности, учебных виз. В целом данная система выдачи иностранным гражданам разрешения на въезд существенно препятствует осуществлению академической мобильности в рамках совместных международных программ. В сущности, необходимо пройти две процедуры: оформление приглашения (с российской стороны) и оформление визы (со стороны иностранного гражданина). Сегодня требуется не менее месяца для оформления приглашения студенту, желающему обучаться в России.
Принимая во внимание то, что данная двухуровневая процедура замедляет мобильность, считаем необходимым внести изменение в федеральное законодательство с целью упрощения процедуры и сокращения ее сроков. В частности, необходимо как можно быстрее установить 10-дневный срок оформления приглашения на въезд иностранцев на учебу и дать право перевода из одного учебного заведения в другое без оформления повторного приглашения и выезда на родину.
Стоит обсудить и вопрос наделения вузов полномочиями по выдаче приглашений на учебу иностранным гражданам. Официальное приглашение может быть выслано факультетом или международным отделом вуза непосредственно в посольство или консульство, находящееся в стране, откуда собирается приехать студент. Такой механизм непосредственного контакта вуз — посольство/консульство намного бы упростил процедуру получения визы на обучение. Данная мера успешно реализуется во многих странах[6].
Необходимые корректировки должны быть сделаны в законодательстве и по вопросам продления сроков обучения. Тогда наверняка кто-то из иностранных выпускников захочет получить второе высшее образование или повысить свои знания по какому-то предмету.
Еще большее беспокойство вызывает статус, который получают иностранные студенты в России в соответствии с российской визой. В частности, иностранные студенты не имеют права заниматься трудовой деятельностью. Это является существенным ограничением для иностранных студентов. Рассмотрение вопроса о предоставлении студентам права работать во время учебы является очень актуальным, так как законодательное обеспечение возможности трудоустройства иностранных студентов на основании учебной визы без дополнительных документов, которые требуются на сегодняшний день, увеличило бы привлекательность российского образования на международном рынке образовательных услуг.
Совет Европы не раз отмечал в своих рекомендациях, что внутренние правила стран, касающиеся статуса субъектов академической мобильности на территориях иностранных государств, «должны делать возможным для иностранного академического персонала и учащихся устроиться на работу в учреждении высшего образования принимающей стороны в течение ограниченного периода времени и позволять иностранным учащимся участвовать в программах практического обучения и проектах, включающих практику на промышленных предприятиях, когда она рекомендуется как курс нормального обучения».
Базой для российского законодательства в данной сфере является Федеральный закон «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации», который регулирует выдачу разрешений на работу. До того как принять на работу иностранного гражданина, в т.ч. студента, любая российская компания должна получить соответствующее разрешение (разрешение на работу). Во многих странах разрешение на работу выдается конкретному лицу и дает ему право на трудовую деятельность именно в этой стране. Необходимо отметить, что в России система работает по-другому: разрешение на работу и соответствующее подтверждение данного права относятся к конкретной компании, на чье имя выдано разрешение, что, в свою очередь, означает, что данный иностранный гражданин должен выехать из России по истечении срока действия договора на работу. Разрешение на работу не может быть передано другой организации и действительно только для одного трудоустройства. В том случае, если иностранный гражданин работает у двух или более отдельно взятых юридических лиц, для каждого трудоустройства необходимо получить отдельное разрешение на работу. Более того, запрашивая разрешение на работу, работодателю придется подать множество документов, необходимо пройти различные процедуры в соответствующих государственных органах.
Это препятствие, прежде всего, для граждан стран СНГ, т.к. именно они являются самой многочисленной группой потенциальных российских студентов. Если студенты с Запада еще могут обеспечить себя финансово, то граждане стран СНГ сталкиваются с этой проблемой острее. Основным предложением в данной части является внесение изменений в миграционное законодательство, в частности в Федеральный закон «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации» с целью упростить процедуру получения разрешения на работу хотя бы для студентов зарубежных государств. Это, несомненно, привлекло бы большое количество студентов.
 
Считаем необходимым в ближайшее время обсудить ряд вопросов, связанных с:
а) самостоятельным приглашением иностранных граждан на обучение, переподготовку, повышение квалификации, а также для проведения научных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов и иных подобных мероприятий, направлением приглашений установленной формы, утвержденной федеральным (центральным) органом управления образованием по согласованию с МИД РФ;
б) осуществлением трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ после окончания срока обучения без выезда из РФ, при наличии письменного согласия организации, учреждения или предприятия, принимающих их на работу.
Кроме того, необходимо на уровне федерального законодательства, хотя бы в общей форме, отразить и отрегулировать такие моменты, как:
        разработка и реализация совместных программ в области образования и научной деятельности в системе образования;
        простой порядок признания документов о соответствующем образовании и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах, и выдачи свидетельств о признании указанных документов;
        механизмы получения совместных дипломов и степеней.
Без их решения на уровне федерального закона будут существовать определенные практические трудности при применении права. Это можно сделать, в частности, путем внесения в законы Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и профессиональном образовании» соответствующих статей — «Образование на основе совместных (в т.ч. международных) программ» и «Профессиональное образование на основе совместных (в т.ч. международных) программ».


[1]Заметим, если численность совместных программ в данной области между университетами, входящими в Евросоюз, осталась прежней, то резко (как минимум в 2 раза) возросло количество таких программ между университетами стран Евросоюза и стран, в него не входящих.
[2]Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г.  1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “специалист”».
[3]Информационное письмо«О введении российского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании» от 23 марта 2006 г. № 03-336.
[4]Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.
[5]По сути, есть необходимость рассматривать вопрос именно так, если речь идет о совместной программе в ситуации отсутствия совместных дипломов.
[6] Еще в 1995 г., понимая нужды, связанные с ростом академической мобильности, Совет Европы принял Рекомендацию № R (95) 8, в которой государствам рекомендовалось «применять более либеральные правила выдачи виз и других административных средств управления, которые они используют на въезде на их территорию учащихся и академического персонала». Хотя данная процедура также требует законодательного оформления.