О реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Освещены основные проблемы, связанные с разработкой ФГОС и их реализации в вузах страны и в частности в МГТУ им. Н.Э. Баумана, учитывающие стоящую перед университетом задачу создания собственных образовательных стандартов. Приводится краткая характеристика предшествующих поколений образовательных стандартов; затрагивается вопрос о составе и значимости первоочередных мер по развитию инженерного образования в современной России.
Ключевые слова: образовательные стандарты, поколения образовательных стандартов, бакалавриат, магистратура, специалитет, основная образовательная программа, лицензирование программ.
В этом году близится к завершению трехлетняя работа по разработке 320 образовательных стандартов по направлениям бакалавриата и магистратуры и 107 — подготовки специалиста. Эти образовательные стандарты третьего поколения, в отличие от стандартов первого и второго поколений середины 1990-х и начала 2000-х годов, жестко регламентирующих содержание образования, предоставляют вузам невиданные до сих пор свободы в формировании своих программ и содержат требования к выпускникам в виде компетенций.
Поколения образовательных стандартов
Понятие государственного образовательного стандарта (ГОС) было введено Законом РФ «Об образовании» в 1992 г.
В 1994—1996 гг. было разработано первое поколение ГОС ВПО, федеральные компоненты которых включали в себя:
минимум содержания основных образовательных программ (ООП);
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
требования к уровню подготовки выпускников.
Недостатки стандартов первого поколения:
несогласованность ГОСов подготовки бакалавров и специалистов и усложнение технологии учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру образовательных программ;
ГОСы подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе. Однако за четыре года не было возможности наряду с общеинженерной подготовкой дать выпускнику необходимые знания и умения по специальным дисциплинам, что впоследствии привело к непониманию и неприятию работодателями бакалавров как специалистов определенного уровня. Модели и программы бакалавриата и магистратуры были ориентированы на подготовку выпускников в основном к научной и научно-педагогической работе.
В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2000 г. были введены в действие ГОС ВПО второго поколения (ГОС-2 ВПО).
Позитивные особенности стандартов второго поколения:
согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;
согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями;
одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, что повысило технологичность организации учебного процесса;
разработка стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.
Федеральные компоненты ГОС-2 ВПО включали:
общие требования к ООП;
требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников;
сроки освоения ООП;
максимальный объем учебной нагрузки студентов.
Большую роль для построения стандартов и сохранения специальностей в инженерном образовании сыграло введение по инициативе МГТУ им. Н.Э. Баумана направлений подготовки дипломированных специалистов. К 2005 г. было разработано 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров по 120 направлениям подготовки, 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).
Можно выделить внешние факторы, обусловившие необходимость введения новых образовательных стандартов. Они связаны с рекомендациями Болонского процесса[1] и участием России в построении единого общеевропейского образовательного пространства.
Однако, в первую очередь, важны наши российские потребности построения системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей высокотехнологичных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники. Это нашло отражение в принятых правительством «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» (декабрь 2004 г.), в которых был закреплен курс на законодательное введение и развитие двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой) реализации, кредитно-модульное построение образовательных программ.
Подчеркнем, что речь идет не только о смене одного важного документа — федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), но и о смене всей нормативной базы в области структуры и содержания подготовки кадров. Первым актом было принятие нового законодательства в области образования, затем — разработка концепции и самих образовательных стандартов. В этом году базовые вузы (в т.ч. МГТУ им. Н.Э. Баумана) ведут разработку чрезвычайно объемных и трудоемких документов — примерных основных образовательных программ. Ряд документов уже принято Правительством и Минобрнауки России, но еще большая часть находится в разработке. Речь идет о новых перечнях направлений подготовки и специальностей, подготовленных таблицах соответствия между действующим Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) и новыми перечнями. Разрабатываются новые правила лицензирования и государственной аккредитации, подготовлены новые документы об окончании вуза. Существенные изменения в структуре образовательных программ России неизбежно приведут к изменению правил и контрольных цифр приема абитуриентов. Особенно большой интерес вызывает принятие нормативов бюджетного финансирования в бакалавриате, магистратуре и специалитете. В конечном счете, вузам предстоит разработать свои основные образовательные программы, в которых должны найти отражение тенденции, связанные с развитием кредитно-модульной системы организации учебного процесса, балльно-рейтинговым оцениванием результатов обучения, широким использованием информационных технологий, активных методов обучения и интерактивных форм ведения занятий.
Современные проблемы подготовки кадров
Если говорить о первоочередных мерах по развитию инженерного образования в современной России, то нельзя не согласиться с мнением российских экспертов, высказанным на 37-м Международном симпозиуме по инженерной педагогике (МАДИ, 15—19 сентября 2008 г.) (табл.1)[2]. Так, к ключевым показателям социологического опроса считаем нужным добавить еще один важный показатель — «Обеспечение закрепления молодых специалистов на производстве» (№ 15). Из таблицы 1 видно, что специалисты ставят только на 13-е и 14-е места показатели, связанные с пересмотром образовательных стандартов и программ и изменением структуры подготовки инженерных кадров.
Таблица 1
Значимость первоочередных мер, обеспечивающих повышение
качества подготовки специалистов в высшей технической школе России, %
№
п/п
|
Первоочередные меры
|
Оценка мер
экспертами
|
1
|
Обеспечить стабильное, достаточное финансирование
|
78,3
|
2
|
Повысить зарплату преподавателям
|
77,7
|
3
|
Модернизировать материально-техническую базу
|
70,5
|
4
|
Обеспечить закрепление молодых преподавателей
|
69,3
|
5
|
Сформировать современную информационную среду
|
50,6
|
6
|
Повысить квалификацию преподавателей
|
50,0
|
7
|
Развивать в вузах НИР
|
44,0
|
8
|
Повысить уровень требований к студентам
|
43,8
|
9
|
Ужесточить конкурсный отбор абитуриентов
|
39,8
|
10
|
Повысить требования к преподавателям
|
36,7
|
11
|
Обновить учебники и учебные пособия
|
32,5
|
12
|
Создать условия для роста в реальных секторах экономики
|
27,1
|
13
|
Пересмотреть образовательные стандарты и программы
|
24,7
|
14
|
Изменить структуру подготовки инженерных кадров
|
14,5
|
15
|
Обеспечить закрепление молодых специалистов на производстве
|
—
|
Проблемы, на наш взгляд, заключаются не столько в самих образовательных стандартах и смысле уровневой системы образования (которая хорошо себя зарекомендовала, например, в англосаксонских странах), а в механизмах и процедурах реализации новой системы образовательных стандартов в высшем профессиональном образовании России. Как показано на рисунке в виде «диода», прямое сопротивление которого — в Европу — уменьшается с принятием Болонских параметров, а для уменьшения обратного сопротивления необходимо принятие совсем других мер.
Рис. Риски реализации Болонского процесса
Нынешние трудности создания в вузе оптимальной, с точки зрения запросов работодателей, структуры подготовки кадров заложены в принятом в 2007 г. новом законодательстве (по уровневой системе ВПО — № 232-ФЗ и структуре ФГОС — № 309-ФЗ), которое не позволяет, как это было раньше, построить полностью вариативную систему.
Раньше было три ступени: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, со сроками подготовки не менее 4-х, не менее 5-и и не менее 6-и лет. Эти программы могли реализовываться как непрерывно, так и по ступеням. Это давало возможность при сопряженных учебных планах готовить дипломированного специалиста через бакалавра, студенту и кафедре принимать решение о выборе дальнейшей программы на 4-м курсе, дипломированному специалисту при желании на платной основе закончить магистратуру. При этом основной была подготовка дипломированного специалиста по непрерывной схеме. Но и прежнее законодательство и нормативная база Минобразования определяли подготовку магистра по шестилетней программе через четырехлетнюю подготовку бакалавра, основываясь на принципах непрерывности учебных планов и преемственности содержания образовательных программ магистра и бакалавра, что позволяло говорить о подготовке элитных научных и научно-педагогических кадров.
Принятое после бурных трехлетних дискуссий в академической среде новое законодательство рассматривает все три программы: бакалавра (первый уровень), специалиста и магистра (второй уровень) как полностью самостоятельные, с отдельными вступительными испытаниями, итоговой аттестацией, лицензированием и аккредитацией и отдельными стандартами. Выпускник любого непрофильного бакалавриата может сдать экзамены и на конкурсной основе поступить в магистратуру. Например, на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана только для магистратуры был разработан стандарт по направлению «Организация и управление наукоемкими производствами», без бакалаврского стандарта.
Ценой огромных усилий, главным образом со стороны МГТУ им. Н.Э. Баумана и его президента И.Б. Федорова, удалось сохранить в законе понятие специалиста, список программ которого принимается постановлением Правительства РФ[3]. Вместе с тем бакалавр не может поступить на старший курс специалитета, он должен поступать на первый курс. Специалист не может пойти учиться на старший курс магистратуры, он должен сначала закончить бакалавриат.
Чтобы дать возможность вузам выбора тех образовательных программ, которые востребованы работодателем в данном регионе и отвечают сложившимся научным школам университета, МГТУ была предложена схема формирования в ряде направлений подготовки наряду с программами бакалавра и магистра интегрированных специальностей с широкими названиями и перечнем специализаций, отражающих содержание подготовки по прежним программам дипломированного специалиста. Проблема сохранения программ непрерывной подготовки специалистов по ряду специальностей при расширении двухуровневой подготовки по схеме бакалавр—магистр хорошо знакома европейским университетам. Так, на совещании в Саламанке в 2001 г. представители более 300 европейских вузов пришли к выводу, что «при некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра»[4].
Структура и особенности ФГОС
Несколько слов о структуре и особенностях новых образовательных стандартов, которые необходимо учитывать при их реализации.
Помимо описания профессиональной области, объектов, видов и задач деятельности выпускника основу ФГОС составляют три группы требований к:
условиям реализации ООП;
результатам освоения ООП;
структуре ООП соответственно бакалавра, магистра и специалиста.
Причем по законодательству первые две группы требований в собственных образовательных стандартах МГТУ им. Н.Э. Баумана должны быть не ниже федеральных. Это означает, что приобретаемые профессиональные компетенции выпускниками и требования к кадровому составу преподавателей, материально-техническому, учебно-методическому и информационному обеспечению в вузе должны быть выше. Относительно структуры основной образовательной программы закон не выдвигает дополнительных условий к собственным стандартам. Следовательно, вуз в своем образовательном стандарте вправе по-своему формировать циклы дисциплин и разделы, состав дисциплин базовой части и распределение трудоемкости в зачетных единицах между циклами и базовой и вариативной частями.
Таким образом, особенностями новых ФГОС, существенно отличающих их от первых двух поколений стандартов, являются:
компетентностный подход и ориентация на результат обучения, а не на содержание дисциплин;
выражение трудоемкости циклов дисциплин в зачетных единицах европейского образца;
активное участие представителей работодателей в разработке и экспертизе стандартов;
большие свободы, предоставляемые вузам для формирования своих образовательных программ (на профилирование бакалавриата 50%, на формирование магистерской программы — 70%, на специализации в рамках специальности до 30%).
С точки зрения реализации утверждаемых в настоящее время ФГОС, несмотря на их рамочный характер, отметим ряд конкретных моментов, на которые стоит обратить внимание и продумать свои решения для отражения их в образовательных стандартах МГТУ.
1. В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента, особенно в магистратуре. В этой связи ограничен объем аудиторной работы: у бакалавра 27 часов, у магистра — 16 часов. Однако ограничение количества часов на лекционные занятия может привести к трудностям донесения теоретического материала студентам. К тому же следует обратить внимание на выделенную в ФГОС роль интерактивных занятий и активных методов обучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных занятий для ООП бакалавриата и не менее 40% — для ООП магистратуры. Учитывая достаточно низкую мотивированность отдельных студентов, следует продумать новые формы занятий, активные методы обучения, использование информационных образовательных технологий.
2. Отдельно в ФГОС включены положения требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, и вообще, к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов; развития электронных библиотек; согласования юридических вопросов с правообладателями электронного контента.
3. В ФГОС повышены требования к кадровому обеспечению, например, научной «остепененности» преподавателей профессионального цикла в магистратуре — 80% и привлечения к преподаванию руководителей и ведущих специалистов промышленности.
4. Требования в ФГОС к руководству магистратурой и отдельными магистрантами у нас также вызывают тревогу. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя — не более одной магистерской программой. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрантами.
5. Переход в ФГОС к расчету трудоемкости дисциплин и циклов в зачетных единицах по европейской системе ECTS принципиальных трудностей не вызывает, однако при конкретном составлении учебных планов в зачетных единицах возникают многие технологические проблемы. (Но сейчас в МГТУ есть необходимые методические наработки и специалисты по этому вопросу, которые смогут проконсультировать разработчиков).
За последние три года в кооперации со многими ведущими техническими университетами и представителями передовых высокотехнологичных фирм в МГТУ им. Н.Э. Баумана были разработаны и сданы проекты ФГОС бакалавров и магистров по следующим 22 направлениям:
1. Машиностроение.
2. Технологические машины и оборудование.
3. Прикладная механика.
4. Ракетные комплексы и космонавтика.
5. Двигатели летательных аппаратов (от МАИ).
6. Системы управления движением и навигация.
7. Баллистика и гидроаэродинамика (от МАИ).
8. Наземные транспортно-технологические комплексы (с МАМИ, МАДИ).
9. Системный анализ и управление (от СПбГПУ).
10. Мехатроника и робототехника.
11. Стандартизация и метрология.
12. Инноватика (от СПбГПУ).
13. Организация и управление наукоемкими производствами (магистратура).
14. Техническая физика (от СПбГПУ).
15. Информатика и вычислительная техника.
16. Информационные системы и технологии.
17. Программная инженерия.
18. Техносферная безопасность.
19. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения.
20. Высокотехнологические плазменные и энергетические установки.
21.Наноинженерия.
22. Лазерная техника и лазерные технологии (от СПбГИТМО).
Это была ответственная и трудная работа. Надо сказать слова благодарности многим нашим преподавателям, решившим эту задачу в кооперации с ведущими вузами и представителями работодателей. Сейчас они уже без конкурсов, без оплаты работы со стороны Минобрнауки России работают над примерными основными программами по направлениям бакалавриата—магистратуры и по специальностям. Наша задача добиться в Министерстве образования и науки РФ организации по новой ФЦПРО проектов, поддерживающих подобные разработки.
Хочу с удовлетворением отметить, что за последние годы сложились хорошие профессиональные отношения нашего УМО с УМО на базе МАИ, что позволило совместно разработать ряд образовательных стандартов, примерных программ, готовить предложения по нормативным документам и вместе выступать в Министерстве по принципиальным вопросам качества инженерного образования. Наше УМО уникально и базируется на двух вузах — МГТУ им. Н.Э. Баумана и СПбГПУ, поэтому ряд стандартов сданы нашими коллегами из Санкт-Петербурга.
Появилось ряд новых направлений, где МГТУ является базовым вузом: «Программная инженерия», «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения», «Высокотехнологические плазменные и энергетические установки». Особенно хочу отметить высокопрофессиональную работу по стандарту направления подготовки «Наноинженерия», где в условиях жесточайшей конкуренции был сделан образовательный стандарт, в разработке которого приняли участие десятки вузов, РНЦ «Курчатовский институт» и Корпорация РОСНАНО. Не могу не сказать спасибо за самоотверженную работу В.Д. Шашурину, заведующему кафедрой «Технологии приборостроения», и решительную поддержку О.С. Нарайкину, заведующему кафедрой «Прикладная механика».
За последние годы наряду с разработкой стандартов по направлениям бакалавриата—магистратуры на базе МГТУ были сделаны образовательные стандарты по следующим специальностям:
1. Проектирование технологических машин и комплексов.
2. Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов.
3. Проектирование авиационных и ракетных двигателей (от МАИ).
4. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие.
5. Боеприпасы и взрыватели.
6. Транспортные средства специального назначения.
7. Наземные транспортно технологические средства.
8. Радиоэлектронные системы и комплексы.
9. Противодействие техническим разведкам (от Академии ФСБ).
Также наши преподаватели приняли участие в разработке образовательных стандартов по специальностям, внесенным в Перечень Министерством обороны (конечно с нашей поддержкой, и здесь можно сказать о тесном взаимодействии с военными вузами Минобороны России). Особенно нас интересует подготовка студентов по двум специальностям: «Системы управления летательными аппаратами» и «Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники».
Таким образом, за эти годы накоплен огромный опыт в проектировании ФГОС, который, безусловно, целесообразно использовать при разработке собственных образовательных стандартов МГТУ им. Н.Э. Баумана.
О лицензировании и аккредитации ООП
Теперь несколько слов о крайне важном для любого вуза, а в особенности для такого многопрофильного университета как МГТУ, вопросе о переоформлении лицензии и свидетельства об аккредитации для основных образовательных программ и вообще о формировании будущего списка образовательных программ, по которому вуз будет строить прием абитуриентов, организовывать учебный процесс в соответствии со своими стандартами.
Срок подготовки по профильным специальностям в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 апреля 1987 г. № 452 «О новых принципах подготовки специалистов в МВТУ им. Н.Э. Баумана и развитии его научно-технической базы» и приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 11 мая 1987 г. № 330 установлен, начиная с 1987/88 учебного года, по дневной форме 5 лет и 10 месяцев. По результатам последней аккредитации (лицензия от 21 октября 2009 г. № 2373) МГТУ им. Н.Э. Баумана имеет срок подготовки по основным образовательным программам профильных специальностей также 5 лет 10 месяцев.
С точки зрения переоформления лицензий и свидетельств об аккредитации важнейшим приказом Минобрнауки России станет приказ о таблицах соответствия между действующими направлениями подготовки и специальностями по ОКСО и Перечню 2005 г. и новыми перечнями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ № 337 от 17.09.2009 г. и № 168 от 9.03.2010 г. и постановлением Правительства РФ № 1136 от 30.12.2009 г. Таких таблиц будет три:
Бакалавриат—Специалитет (по ОКСО) — Бакалавриат (приказы №№ 337, 168);
Магистратура (по ОКСО) — Магистратура (приказы №№ 337, 168);
Специалитет (по ОКСО) — Специалитет (постановление № 1136).
В настоящее время таблицы готовы и в ближайшее время будут оформлены приказом Минобразования и науки. Для МГТУ им. Н.Э. Баумана нам удалось свести эти таблицы в одну.
Можно сделать следующие комментарии к этой таблице.
1. Ситуация, когда действующие специальности и бакалавриат переходят только в бакалавриат:
Энергетическое машиностроение
|
62
|
Энергомашиностроение
|
62
|
Двигатели внутреннего сгорания
|
65
|
||
Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
|
65
|
||
Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов
|
65
|
||
Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика
|
65
|
2. Ситуация, когда действующие специальности и бакалавриат переходят в новый бакалавриат и интегрированную специальность:
Технологические машины и оборудование
|
62
|
Проектирование технических и технологических комплексов
|
65
|
Проектирование технологических машин и комплексов
|
65
|
||
Ракетные комплексы и космонавтика
Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
|
62
65
|
Ракетостроение
|
65
|
Космические летательные аппараты и разгонные блоки
|
65
|
||
Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов
|
65
|
||
Системы жизнеобеспечения и защиты ракетно-космических аппаратов
|
65
|
||
Системы управления движением и навигация
Системы управления летательными аппаратами
|
62
65
|
Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
|
65
|
Системы управления летательными аппаратами
|
65
|
||
Баллистика и гидроаэродинамика
Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники
|
62
65
|
Динамика полета и управление движением летательных аппаратов
|
65
|
Радиотехника
|
62
|
Радиоэлектронные системы
|
65
|
Радиоэлектронные системы и комплексы
|
65
|
3. Ситуация, когда лицензия на действующую образовательную программу переходит на новую, которой нет в МГТУ:
Наноинженерия
|
62
|
Нанотехнология
|
62
|
Материаловедение и технологии материалов
|
62
|
||
Электроника и наноэлектроника
|
62
|
||
Нанотехнологии и микросистемная техника
|
62
|
В любом случае вузу необходимо в ближайшее время с учетом всех обстоятельств, и экономических в том числе, определиться на какие основные образовательные программы вести прием абитуриентов в 2011 г. и в дальнейшем подготовку студентов.
На наш взгляд, порядок определения перечня ООП МГТУ им. Н.Э. Баумана для организации приема абитуриентов в 2011 г. следующий.
♦ В соответствии с действующей лицензией МГТУ, утвержденными перечнями направлений подготовки и специальностей, таблицами соответствия определить, на какие направления и специальности переоформляется лицензия и свидетельство об аккредитации.
♦ Оформить новые лицензии на направления подготовки и специальности, которые не попали в соответствующие таблицы соответствия, но представляют интерес для МГТУ.
♦ Определить списки профилей в направлениях подготовки бакалавров и специализации по специальностям, на которые переоформлена или оформляется лицензия в МГТУ.
♦ Подготовить предложения в Минобрнауки России по контрольным цифрам приема в бакалавриат, магистратуру и специалитет МГТУ.
♦
Многих интересует очень важный вопрос, а не подлежат ли призыву в ряды Российской Армии студенты, которые поступят в МГТУ в 2011 г. и будут обучаться по образовательным программам в соответствии с «Переходником». Ниже приводится выдержка из ФЗ, проясняющая этот вопрос.
Извлечение из Федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ.
«При утверждении новых <…> направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным <…> направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях <…> направлений подготовки (специальностей) или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.
При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по <…> направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия».
Что касается профилей в программах бакалавриата и специализаций по специальностям, по которым на базе МГТУ разрабатывались федеральные стандарты, то они специалистами определены. В ФГОС бакалавриата профили не указываются, на их формирование оставлено 50% времени в каждом цикле; список профилей приводится в примерной основной образовательной программе. Специализации же приведены в тексте стандарта и для введения новой специализации необходимо переутверждать стандарт. Когда мы формировали профили в бакалавриате, то не забыли о факультете инженерного бизнеса и менеджмента (ИБМ) и в ряде направлений введены профили под магистратуру направления «Организация и управление наукоемкими производствами», чтобы сохранить преемственность подготовки и возможность для кафедр ИБМ участвовать в образовательном процессе на всех стадиях[5] (табл. 2).
Таблица 2
Профили бакалавриата в направлении подготовки «Машиностроение»
Машиностроительные технологии и оборудование
|
Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств
|
Машины и технология обработки металлов давлением
|
Оборудование и технология сварочного производства
|
Машины и технология литейного производства
|
Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов
|
Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов
|
Реновация средств и объектов материального производства в машиностроении
|
Менеджмент высоких технологий (факультет ИБМ)
|
Проблема собственных образовательных стандартов
В вузе накоплено много материалов по возможным подходам к их созданию. В июле 2010 г. НФПК и Межвузовским учебно-научным центром «Инновационное образование» был проведен Рабочий семинар-совещание «Образовательные стандарты, самостоятельно устанавливаемые университетами, новые образовательные программы: нормативно-правовые и организационно-методические аспекты». В нем приняли участие вузы, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам. Таких вузов сейчас 38[6]. Укрупненный план работы над собственными стандартами может выглядеть следующим образом:
♦ определить концептуальную основу собственных стандартов;
♦ разработать макет и методические рекомендации по его заполнению;
♦ определить, для каких направлений подготовки бакалавров и магистров и для каких специальностей ВПО университет будет разрабатывать свои стандарты, а по каким направлениям (специальностям) — работать по ФГОС ВПО;
♦ организовать на факультетах и кафедрах разработку собственных стандартов и их экспертизу у работодателя.
Программа перехода на уровневую систему ВПО
К настоящему времени подготовлен проект программы перехода МГТУ им. Н.Э. Баумана на уровневую систему ВПО. Сама Программа написана в соответствии с приказом Рособразования от 10 февраля 2010 г. № 109 «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования», вышедшим после проведенной 26 января 2010 г. коллегии ФАО. Все функции Агентства после его ликвидации перешли к Министерству, которое с осени контролирует готовность вузов к переходу на уровневую систему высшего профессионального образования в соответствии с новым законодательством и новыми ФГОС.
Проект Программы перехода МГТУ на уровневую систему ВПО содержит следующие разделы.
1. Разработка образовательных стандартов университета.
2. Оформление документов для лицензирования на право ведения образовательной деятельности по новым основным образовательным программам для соответствующих уровней ВПО.
3. Формирование контрольных цифр приема в вуз бакалавров, магистров и специалистов.
4. Организация приема в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
5. Организация взаимодействия МГТУ с представителями работодателей по проблемам оптимизации структуры подготовки кадров и совершенствования качества инженерного образования.
6. Организация образовательного процесса в вузе по уровневой системе.
7. Обновление материально-технической базы и учебно-методического обеспечения учебного процесса МГТУ.
8. Повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава МГТУ по вопросам перехода на уровневую систему ВПО.
9. Организация информационно-аналитического сопровождения перехода МГТУ на уровневую систему ВПО.
[1] Создание единой системы уровней и ступеней образования: бакалавр — магистр — доктор; проведение классификации национальных образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций в соответствии с Европейской рамкой квалификаций; внедрение компетентностного подхода и использование системы зачетных единиц ECTS для создания учебных программ.
[2] Федоров И.В., Ипполитова Г.К., Минина О.Г. и др. Инженерное образование в современном мире // Аккредитация в образовании. — 2009. — № 34. — С. 50—54.
[3] Постановлением Правительства РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г. был утвержден список 107 специальностей.
[4]ShapingtheFuture. Salamanca, 30 March 2001.
[5] Согласен с обеспокоенностью факультета машиностроительных технологий в том, что при выборе приема абитуриентов в пользу специалитета (а по направлениям «Машиностроение» и «Технологические машины и оборудование» есть только одна интегрированная специальность «Проектирование технологических машин и комплексов») получится большая цифра в контрольных цифрах по этой специальности, если учитывать ряд кафедр факультета специализациями.
[6] МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана — на основании Указов Президента РФ, 29 национальных исследовательских университетов, среди которых МГТУ, 7 федеральных университетов