Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Доклад премьер-министра В.В. Путина на съезде Союза машиностроителей (11 мая 2011 г., г. Тольятти)

 

Добрый день, уважаемые коллеги. <…> В российском машиностроении, включая объекты оборонно-промышленного комплекса, занято более 3 миллионов человек. И от результатов вашей работы в конечном счете зависит, без всякого преувеличения, ситуация во всей экономике и благополучие миллионов и миллионов наших граждан.
В ближайшее пятилетие по объему внутреннего валового продукта Россия должна выйти в число пяти ведущих государств мира. Нам нужна экономика, построенная на инновациях, росте эффективности и традиционной индустрии, и так называемых новых отраслях производства. Нам нужно переквалифицировать экономику и снижать сырьевую зависимость, мы об этом много говорим — это одна из самых важных и ключевых задач нашего развития на ближайшее десятилетие.
Нужно модернизировать рынок труда, систему образования, создать эффективные, высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места, реализовать масштабные проекты.
Важно учитывать и другой фактор — сейчас в мире серьезно говорят о рисках и опасностях политики деиндустриализации. Уже понятно, что успешное существование образовательных, инжиниринговых, научных центров в таких условиях — это, на самом деле, иллюзия. В некоторых странах, которые увлекаются переносом производства в те регионы мира, где дешевле на сегодняшний день производить единицу продукции, сталкиваются с реальной угрозой ослабления своих позиций на мировых рынках. И наоборот, государства, которые совсем недавно не могли похвастаться богатыми традициями в области машиностроения, сегодня осваивают производства самых сложных образцов оборудования, включая системы вооружения.
Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка по проведению исследовательских, конструкторских работ и до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции. <…>
Мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке, и в первую очередь это необходимо промышленно-строительной отрасли, здесь рынок оценивается в десятки триллионов рублей. И конечно, необходимо выбирать заметную и желательно ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг. Для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать каждый потенциал, настраивать систему профессионального образования. Надо увлечь молодежь идеей технического прорыва, возродить престиж инженерного и квалифицированного рабочего труда.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что речь сегодня идет о новой волне индустриализации. Конечно же, имея ввиду высокотехнологичную индустрию XXI в., действующую на принципах свободного конкурентного рынка, основанную на таких базовых экономических понятиях, как «эффективность», «рентабельность», «рыночный спрос», «окупаемость вложенных инвестиций». <…>
 
Сегодня хорошие показатели роста демонстрирует не только автомобилестроение[1] — неплохой показатель. Конечно, мы пока только восстанавливаемся после кризиса, но все показатели свидетельствуют о том, что рост в отрасли, восстановление спроса — это устойчивая тенденция, которую нам с вами необходимо поддержать и закрепить.. За минувший год производство продукции увеличилось во всех секторах машиностроения, особенно в тяжелом и энергетическом машиностроении. В целом рост производства отрасли составил почти 25%
Уважаемые коллеги, была проведена серьезная инвентаризация отрасли, расставлены приоритеты, созданы крупные интегрированные структуры судо-, авиастроения, в оборонном комплексе. Компания «Ростехнологии» ведет консолидацию ключевых активов отраслей, находящихся в руках государства. Мы хотим провести ревизию, собрать всё «живое», что есть, структурировать и потом постепенно выводить на рынок, но конечно, по совершенно другой стоимости и на перспективное развитие.
Сейчас совместно с бизнесом у нас есть четкие планы действия практически во всех секторах машиностроения. Мы хорошо понимаем, какие инструменты будем использовать и для модернизации производства, и для расширения экспорта, и для развития технологий. Мы можем пойти на стимулирование рыночного спроса на промышленность отечественного машиностроения, в т.ч. в полной мере будем использовать потенциал российской промышленности при реализации крупных инфраструктурных энергетических проектов.
В ближайшие три года наши энергетические компании планируют вложить в закупку нового оборудования 3 трлн. 100 млрд. рублей. В целом обновление основных фондов предприятий, в т.ч. предприятий ТЭКа, должно происходить, прежде всего, за счет отечественного оборудования, произведенного с максимальной локализацией комплектующих.
Считаю, что механизм проведения тендеров по закупке отечественного и зарубежного оборудования также должен быть усовершенствован. Если в нашей стране производятся соответствующие мировым стандартам образцы, то, безусловно, нельзя допускать преференции иностранным поставщикам. В интересах наших предприятий нужно расширить срок долгосрочных контрактов, страхование, исполнение со стороны государственных институтов развития.
Вся продукция, выпускаемая российскими машиностроителями, должна соответствовать самым строгим требованиям промышленной безопасности и экологии. Мы будем продолжать работать над совершенствованием стандартов в этой сфере, чтобы не создавать лишних препятствий для развития предприятий. <…>
 
Ключевой вопрос — это фонды предприятий машиностроительного комплекса, значительная часть которых физически и морально изношена. При этом коэффициент обновления технологического оборудования станков составляет не более 1% в год. Необходимо уделить повышенное внимание развитию отечественного станкостроения. У нас его доля в ВВП страны очень мала: в 10 раз меньше, чем в Китае и в 15 — чем в Германии. А между тем производство станков — отрасль, которая обеспечивает оборудованием все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса. ФЦП развития отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на период 2011—2016 гг. будет принята в самое ближайшее время. На финансирование разработок в текущем году будет направленно более 1 млрд. рублей. <…>
В качестве мер усиления позиции предприятий различных секторов машиностроения будем применять субсидирование процентных ставок, прежде всего по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов. <…> В полной мере будем использовать преимущество промышленной кооперации в формировании технологических альянсов. Будем создавать стимул для прихода в Россию ведущих мировых производителей. <…> Нас, безусловно, не может удовлетворить роль лишь сборочного цеха мировых брендов. К 2020 г. на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины к добавленной стоимости. <…>
С этого года мы работаем в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это устанавливает определенные требования для наших машиностроителей. Сформированная к 2012 г. единая система технического регулирования станет важнейшим элементом промышленной политики и должна подтолкнуть бизнес к модернизации производства. При ее разработке будет использоваться лучший мировой опыт, в т.ч. и стандарты, принятые Евросоюзом. Создание Таможенного союза откроет нашим предприятиям беспрепятственный доступ на рынки наших ближайших соседей. Это право, которое нужно активно использовать, и в целом необходимо помогать наращивать высокотехнологичность. Но, хочу еще раз подчеркнуть, машиностроители должны подтверждать свои амбиции качеством и конкурентоспособностью своей продукции. Считаю, что Союз машиностроителей мог бы и здесь участвовать в продвижении оборудования отечественного машиностроения на внешний рынок, в формировании позитивного образа, противодействовать попыткам нечестной и некачественной конкуренции.
 
Уважаемые коллеги, мы живем в эпоху, когда главным капиталом становятся знания и инновации. Сегодня в стоимости продукта доля высоких технологий — до 80%. Побеждает тот, у кого есть своя линия развития и свое ноу-хау. За ближайшее десятилетие нам необходимо поднять долю высокотехнологической продукции в общем объеме производства с сегодняшних 12% хотя бы до 25%, а еще лучше — на 35%. Консервировать производства 60—80-х годов прошлого века мы не можем себе позволить. Это оставит нас навсегда в аутсайдерах. <..>.
Также нужно продумать возможность освоения локализации новейших технологий с использованием методов государственной поддержки. Государство призвано создать комфортные условия для разработки и введения инноваций, поддержать наших производителей на особо рискованном этапе научных и опытных конструкторских работ. Особенно там, где может быть создан собственный прорывный продукт.
Мы работаем и над созданием общих площадок, на которых научные центры, производители и потребители продукции машиностроения отрабатывали бы новые технологии изготовления и внедрения современного оборудования. Речь идет прежде всего о так называемых технологических платформах. Полагаю, что Союз машиностроителей должен самым активным образом подключиться к организации партнерства и кооперации. В то же время бизнес должен уделять особое внимание корпоративной науке, заниматься развитием самостоятельных исследовательских проектов, конструкторских подразделений, создавать собственный научно-исследовательский потенциал. Со своей стороны мы активно поддерживаем развитие кооперации российских высших учебных заведений и предприятий. На эти цели в 2010—2012 годах выделены 19 млрд. рублей. Для тех, кто не знает, деньги предназначены для предприятий, которые готовы через себя эти средства пропустить, добавить свои проценты, получить хороший совместный продукт и продвинуть его наверх. Надеемся, что таким образом и предприятия получать поддержку от государства.
 
И важнейший вопрос: подготовка и переподготовка кадров. На современном этапе развития квалификация работника становится ключевым средством производства, а у нас зачастую студентов обучают технологиям, которые нужны были 10, а то и 20 лет назад. Мы создаем научно-образовательный пункт мирового уровня — национальный исследовательский университет. Этот статус присвоен в т.ч. ведущим техническим вузам. На финансирование этого направления с 2010 по 2014 г. направят 45 млрд. рублей. Но нам, конечно же, не обойтись без помощи самих предприятий, предпринимателей. Бизнес должен понять, что нужно вкладывать деньги не только в основные фонды, что, безусловно, крайне важно, но и в людей, и прежде всего в подрастающее поколение, которое определит лицо отечественного машиностроения через десятилетия. Образовательные программы и курсы вузов и заведений начального и среднего дополнительного образования должны быть разработаны под потребности компании, а учащиеся и студенты должны проходить практику на тех предприятиях, на которых они потом будут работать[2].
Будем также работать и над механизмом включения техникумов и колледжей в состав вузов — это и есть, так называемый, прикладной бакалавриат. Чтобы молодые люди могли в вузах проходить подготовку, а после двух лет такого обучения — получать специальность. Вашему Союзу нужно активней заниматься профессиональным образованием, способствовать налаживанию связей между предприятиями и учащимися.
И еще считаю, что работу по профподготовке необходимо начинать значительно раньше. Если вспомнить, еще в Советском Союзе была целая сеть технических кружков, где под руководством опытных наставников дети и подростки конструировали свои первые модели. Союз машиностроителей мог бы воссоздать сеть учреждений дополнительного образования. Конечно, технические вузы должны брать под свое крыло школы, стимулировать профессиональную ориентацию подростков. Нужно воспитывать в подрастающем поколении интерес к открытиям, созданию новых решений, страсть к научным открытиям — это общая задача и системы образования, и средств массовой информации, культуры. И ваш Союз, конечно, мог бы внести очень серьезный вклад в это развитие.
Необходимо повышать престиж труда ученых, инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих, а для этого необходимо создавать все условия для их работы и жизни. Некоторые предприятия машиностроения, оборонно-промышленного комплекса активно реализуют программу поддержки молодых специалистов. Вводятся специальные денежные надбавки, выдаются жилищные кредиты и сертификаты[3]. И только так мы сможем привлечь в отрасль машиностроения молодых, талантливых профессионалов.
Вы наверняка слышали о предложении создать агентство стратегических инициатив. С его помощью мы хотим обеспечить широкое участие молодых людей в прорывных проектах, дать новый импульс в развитии страны. Я рассчитываю на то, что Союз через свои структуры поможет нам в поиске талантов и интересных перспективных проектов. <…>
Всей своей историей отечественное машиностроение доказало, что может обеспечивать технологическое превосходство нашей страны по ключевым направлениям развития. Поступательное движение вперед не может быть обеспечено и достигнуто без машиностроения. У нас есть замечательные яркие примеры конструкторских триумфов и в ракетно-космической отрасли, и в оборонной промышленности, и в атомной энергетике, и во многих других. Я нисколько не сомневаюсь, что сегодняшний потенциал машиностроительного комплекса, возможности инженерных, конструкторских, рабочих кадров дают нам право рассчитывать на дальнейший триумф и прорывные проекты в будущем. Уверен, что так оно и будет.
(premier.gov.ru)


[1] В структуре продаж доля автомобилей отечественной сборки возросла с 40 до 70%.
[2] Например, на базе филиала Казанского технологического университета в Набережных Челнах создан образовательный кластер совместно с КАМАЗом. Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования объединены в единую систему. Студенты совместно с обучением в вузе трудятся на разных рабочих местах и должностях на предприятиях, которые выплачивают студентам дополнительную стипендию и заключают с ними договор о трудоустройстве по окончании обучения в высшем учебном заведении. В Красногорском государственном колледже создаются методики углубленной интеллектуальной подготовки студентов. Начиная с первых курсов обучения студенты участвуют в реальном производственном процессе. Практическая подготовка осуществляется в условиях оформления студентов в подразделения предприятия, с гибким графиком и сокращенной трудовой неделей. Такой опыт, безусловно, нужно внедрять повсеместно, в т.ч. в рамках прикладного бакалавриата.
[3] Я был недавно на одном из таких предприятий аэрокосмической отрасли. Там, став доктором наук, сотрудник получает порядка 200 тысяч рублей премии и еще процентную прибавку к зарплате. Есть стимул и для других категорий работников.