Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Новый учитель для новой российской школы

 

В статье описывается структура непрерывного педагогического образования, раскрываются стратегии его развития в новых условиях, анализируются задачи подготовки учителей.
Ключевые слова:педагогическое образование, педагогические комплексы, педагогические вузы, уровни подготовки.
 
О подготовке педагогических кадров в новых условиях               
Объявление 2010 г. Годом учителя дало мощный импульс к широким общественным дискуссиям о средней школе, путях ее реформирования и назревших изменениях в подготовке учителей.
Тенденции развития общего среднего образования определены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Сформулированные в ней задачи напрямую влияют на содержание и технологии педагогического образования, поскольку наша главная задача — обеспечить квалифицированными кадрами систему общего среднего образования.
Сложившаяся в России структура системы непрерывного педагогического образования — от школ с педагогическими классами до послевузовского и дополнительного образования — представлена на схеме.
 
 
По данным, представленным Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования, количество вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям, достигло 300. Отмечу, что кадровое обеспечение всех ступеней школы целевым образом осуществляется прежде всего педагогическими вузами и классическими университетами. В последние годы подготовку активно открывали и непрофильные вузы. Думаю, что мы все едины во мнении о необходимости укреплять и развивать уникальные отечественные традиции педагогического образования с учетом новых вызовов, на которые должны ответить высшая и средняя школа.
Свое влияние на наши размышления оказывает и глобальный мировой кризис. По этому поводу знаменитый философ и социолог Карл Манхейм писал, что «на кризисе надо учиться. Проблема человека и его изменяемости для многих возникла лишь в результате событий последних лет…»[1]. К проблемам человека, причем человека растущего, развивающегося, обращено наше особое внимание.
Как подчеркнуто в национальной образовательной инициативе, обновленная школа — это прежде всего «учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».
Мы сознаем, что роль и функции учителя в современной школе серьезно изменились. В условиях повсеместного внедрения компьютерных технологий учитель освободился от многих видов рутинной работы в пользу творческой познавательной деятельности, направленной на помощь ученикам в поиске и анализе информации, на формирование навыков учиться, творчески мыслить, находить нестандартные решения.
Внедрение личностно ориентированных технологий серьезно изменило методику преподавания, да и всю структуру школьной деятельности. Урок уже перестал быть единственной формой организации образовательного процесса. Серьезные акценты делаются на организацию проектной деятельности, самостоятельной внеаудиторной и внешкольной работы. Задачи социализации, воспитания, гармоничного развития школьников входят в число важнейших профессиональных задач учителя. Предстоит усилить подготовку педагогов к работе с различными возрастными группами детей, с теми, у кого есть проблемы в развитии и в поведении, кто испытывает трудности в жизни.
Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение их физического и психического здоровья — это дело не только семьи, но и педагогов. А для этого необходимо, чтобы сами педагоги были носителями ценностей здорового образа жизни.
Этот обзор профессиональных задач позволяет дать ответы на вопросы: в чем специфика нового учителя и какие аспекты его подготовки нуждаются в реформировании? Мы видим, что направления подготовки педагогов связаны с особенностями их профессиональной деятельности. Поэтому можно сказать, что подготовка педагогов определяется органическим сочетанием трех составляющих: подготовкой в избранной предметной области, психолого-педагогической и методической подготовкой и работой, направленной на формирование личности будущего учителя, потому что только личность может повести молодых за собой.
Такое представление о специфике педагогического образования стало концептуальной основой и было реализовано в рамках «Инновационной образовательной программы», которую выполнил МПГУ в 2007—2008 гг. Думаю, что интересом и к традициям, и к инновациям в области подготовки педагогических кадров был вызван визит в наш университет в марте 2007 г. тогда еще первого вице-премьера правительства РФ Д.А. Медведева. Он особо подчеркивал, что должен быть обеспечен широкий доступ к результатам инновационной деятельности лидеров. Мы, как базовый вуз Совета по педагогическому образованию, Ассоциации педагогических университетов и институтов и Координационного совета учебно-методических объединений в области педагогического образования, постоянно находимся в контакте с другими вузами и внимательно изучаем их опыт. Обобщение и распространение положительного опыта — это также одно из условий подготовки нового поколения педагогов.
 
 
Стратегии подготовки современных педагогов                    
Задачи инновационного развития общества и построения экономики, основанной на знаниях, требуют, чтобы мы самое пристальное внимание уделили реализации фундаментального ядра общего среднего образования, определенного школьными стандартами. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, выступая на Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге в январе 2010 г., «вступился» за фундаментальное образование, ясно уловив некоторое смещение акцентов в современных дискуссиях от сферы содержания в технологическую сторону. Скажу о том, что близко мне как академику Российской академии наук по отделению математики. Достижения нашей системы образования в этой сфере признаны всем мировым сообществом. Математическое образование имеет решающее значение для усиления конкурентных преимуществ нашей страны в науке, технике, технологиях, развитии информационного общества в целом. В период глобального кризиса и поиска путей выхода из него математическое образование можно рассматривать как одно из направлений, которое обеспечит посткризисное развитие нашей страны. Именно поэтому нельзя не заострить проблему снижения качества математического образования в школе, о чем еще раз недавно справедливо высказалась Российская академия наук. Сейчас при разработке новых программ в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты нам необходимо обратить самое серьезное внимание на структуру и качество математической подготовки, причем не только будущих учителей математики, информатики, физики, но и всех педагогов. К примеру, в составе профессиональных компетенций учителей важное место должны занять задачи применения методов математики при обработке информации в конкретных областях профессиональной деятельности.
Современные программы подготовки учителей должны также включать в себя и обновленную морально-этическую, духовно-нравственную составляющую, т.е. вопросы педагогической этики[2].
Профессионально ориентированной мы видим и общую для всех стандартов дисциплину гуманитарного цикла «Культура речи». Для нашей отрасли это педагогическая риторика, которая должна научить будущих учителей достижению профессиональных целей через эффективное педагогическое общение.
Все это лишь некоторые примеры, которые показывают, что одной из важнейших наших задач является серьезная модернизация работы по укреплению фундаментальной составляющей педагогического образования, развитию научно-исследовательских компетенций будущих учителей. Для этого должны быть остро поставлены и решены вопросы развития научных исследований в педагогических вузах, укрепления сети диссертационных советов, аспирантуры и докторантуры. Без сильной научной базы не может быть учителя, отвечающего требованиям сегодняшнего дня.
У этой проблемы есть и другой аспект, связанный с выполнением поставленной президентом России задачи привлечения на работу в школу специалистов без профильного педагогического образования. В этой связи особое внимание следует уделить мероприятиям по качественному улучшению подготовки выпускников непрофильных вузов, ориентированных на работу в школе, и прежде всего это касается области педагогики, психологии и частных методик. Эту проблему могли бы изучить учебно-методические объединения в области педагогического образования и в области классического университетского образования и предложить совместные решения.
 
О создании сети педагогических комплексов            
Исходя из задач подготовки нового учителя и принимая во внимание накопленный педагогическим сообществом потенциал, мы считаем, что именно ведущие педагогические университеты и классические университеты должны стать центрами педагогического образования. Целесообразно рассмотреть вопрос о формировании на основе базовых педагогических университетов в федеральных округах комплексов непрерывного педагогического образования по кластерному принципу. Могут быть предусмотрены разные организационно-правовые формы включения в состав таких комплексов педагогических академий, институтов, их филиалов, колледжей, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров.
 
В регионах нашей страны уже накоплен такой опыт. Например, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы объединяет в педагогический университетский комплекс все педагогические академии и колледжи республики. Помимо этого университет осуществляет широкие интеграционные связи с образовательными учреждениями разного уровня. В школах Башкирии открыты 74 сетевые научно-экспериментальные площадки, 21 филиал кафедр, ведущих работу по повышению качества обучения и профилизации школьного образования. Результатом интеграции вуза с региональной системой общего образования стало создание Информационно-образовательного портала (www.oprb.ru), который был успешно презентован Председателю Правительства РФ В.В. Путину как часть проекта «Электронное правительство». На базе университета работает Республиканский центр подготовки вожатых для детских оздоровительных лагерей. Преподавателями и студентами Башкирского педагогического университета проводятся социальные акции с участием детей-сирот, детей-инвалидов, ведется работа с детьми с девиантным поведением.
 
Широко известен и обобщен в ряде диссертационных исследований опыт педагогического комплекса, работающего с 1991 г. на базе Волгоградского государственного педагогического университета. В составе комплекса:
♦          5 общеобразовательных инновационных школ (мужской педагогический лицей, лицей для одаренных детей «Лидер», информационно-технологический лицей «Олимпия», гимназия № 1, частная интегрированная школа);
♦          5 учреждений среднего педагогического образования;
♦          Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В комплекс входят также общеобразовательные учреждения, имеющие педагогические классы и являющиеся экспериментальными площадками научных подразделений университета. В результате непосредственным влиянием университетского комплекса охвачено более 300?х образовательных учреждений региона. Всего за годы существования комплекса для его учреждений (без учета университета) подготовлено более 200 магистров образования, около 150 кандидатов и 4 доктора наук. Так, например, только в лицее «Олимпия» работает 18 учителей — кандидатов наук. По материалам совместной научно-методической и научно-исследовательской работы ежегодно публикуются более 300 изданий, проводятся около 50 научно-практических конференций различного уровня.
 
На базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского уже более 20 лет работает Учебно-педагогический комплекс «Педагогический университет — педагогические колледжи» (с 2003 г. — Ассоциация «Непрерывное педагогическое образование»). В состав Ассоциации входят 9 педагогических колледжей (Угличский, Рыбинский, Ярославский, Ростовский, Калязинский, Бежецкий, Сыктывкарский, Великоустюгский, Котласский). Важным шагом стало создание филиалов ЯГПУ на базе колледжей. Показателем успешной работы Ассоциации служит значительный процент трудоустройства выпускников. Учебные заведения, входящие в состав Ассоциации, поддерживают деловые контакты с органами управления образованием муниципальных округов Ярославской, Тверской, Вологодской, Архангельской областей и Республики Коми, благодаря чему 90% выпускников остались работать в сфере образования. Успешная работа Ассоциации подтверждается и высоким уровнем успеваемости студентов — выпускников колледжей. По итогам 2009/2010 учебного года более 70% студентов получают государственную стипендию, из этого числа более 50% — повышенную.
Ассоциация обеспечивает подготовку специалистов, получивших среднее профессиональное образование, и способна осуществлять их переподготовку без отрыва от основной деятельности, что позволяет решить проблему получения высшего педагогического образования для действующих воспитателей и учителей, закончивших педагогические колледжи. 30 преподавателей колледжей защитили в диссертационных советах ЯГПУ кандидатские диссертации.
Можно также привести примеры педагогических вузов Казани, Барнаула, Томска и других регионов России.
От целого ряда педагогических вузов нам поступают предложения о различных формах сетевого взаимодействия и структурных изменений, вплоть до перехода педвузов в филиалы ведущих педагогических университетов. Думаю, эти вопросы нуждаются в серьезном обсуждении, так как они исключительно важны для всей системы образования.
 
Об уровневой структуре педагогического образования                  
Для российских вузов 2011 г. — это год массового перехода всей высшей школы на уровневое образование. Целенаправленно готовить выпускников к решению поставленных задач позволит выделение новых направлений подготовки бакалавров и магистров в области образования и педагогики. Каждое из этих направлений, при всей их базовой общности, имеет свое особое функциональное предназначение.
Направление «Педагогическое образование» включает программы, направленные на подготовку бакалавров к педагогической и культурно-просветительской деятельности, а магистров — еще и к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в сфере образования. В рамках направления «Психолого-педагогическое образование» будут готовиться кадры для психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на всех ступенях системы образования. Впервые традиции отечественной научной школы и педагогической практики закреплены путем выделения особого направления «Специальное (дефектологическое) образование», что позволит целенаправленно решать задачи работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Обеспечить кадрами систему профессионального обучения должны программы направления «Профессиональное обучение (по отраслям)».
МПГУ начал переход на новые направления в приемную кампанию 2010 г. — были проведены работы по созданию новых основных образовательных программ и набору студентов, повышению квалификации.
Особое значение для подготовки учителей в уровневой структуре образования в нашей отрасли имеет постановление Правительства РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г. Данное постановление разрешило осуществлять подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» одновременно по двум профилям «с иным сроком обучения», т.е. 5 лет.
Пятилетняя подготовка бакалавров одновременно по двум профилям позволит обеспечить многопрофильную подготовку учителей для сельской малокомплектной школы (а мы знаем, что до сих пор сельские школы составляют большую часть школ страны). Важно это и для социальной защиты и закрепления учителей в городских школах, поскольку по ряду предметов, таких как информатика, химия, география, музыка, обществознание, трудно обеспечить полную занятость учителя. Есть также ряд предметов, по которым сейчас никто не готовит учителей, да это и вряд ли целесообразно в рамках пяти- и четырехлетнего обучения (астрономия, черчение, основы религиозной культуры и светской этики и др.). При совмещении с родственными по научной базе предметами решение этих задач станет возможным. Совмещение профилей позволит за счет использования новых технологий обучения выделить время для практической подготовки будущих педагогов к работе в реальных условиях школы.
Со своей стороны, мы в инициативном порядке разработали и передали в Минобрнауки России проект федерального государственного образовательного стандарта пятилетней подготовки бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям. Он полностью согласован со стандартом четырехлетнего бакалавриата, который мы отрабатывали совместно с РГПУ им. Герцена и МГППУ на базе РАО. Но есть ряд отличий, которые связаны с профессиональными компетенциями учителя двух предметов, в т.ч. с усилением его практической подготовки непосредственно в системе образования. Сейчас МПГУ разрабатывает необходимый комплект учебно-методической документации, включая примерную образовательную программу и рекомендации к совмещению профилей, для обеспечения пятилетней подготовки бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям.
Хотелось бы подчеркнуть, что проблема подготовки педагогических кадров имеет комплексный характер. Она включает в себя, наряду с вопросами совершенствования содержания и технологий образования, о которых говорилось выше, еще и очень актуальную проблему эффективности различных форм педагогической практики, в т.ч. годичной. Опыт годичной практики МПГУ имеет с 1980-х годов, а последние 15 лет этой проблематикой активно занимается Московский городской педагогический университет. Нуждается в тщательном изучении ситуация с прогнозированием изменений потребности в педагогических кадрах. Требует совершенствования нормативная база, к примеру, обеспечивающая функционирование педагогических комплексов. Для решения этих и многих других задач необходимы опережающие целевые научные исследования.
Рассматривая вопросы подготовки нового поколения учителей, мы прекрасно понимаем, что первоочередное значение приобрела сегодня проблема повышения квалификации действующих учителей и переподготовки специалистов без педагогического образования. Базой такой переподготовки могут и должны стать ведущие университеты. Думаю, что потенциал и опыт педагогических и классических университетов, их психолого-педагогическая и методическая специфика служат серьезным основанием для того, чтобы им была поручена такая работа.
Понимая разнообразие и сложность задач подготовки педагогов в новых условиях, мы хотели бы еще раз подчеркнуть необходимость создания целевой программы «Педагогические кадры», направленной на решение задач подготовки нового учителя для новой российской школы.


[1]Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М.: Юрист, 1994. — С. 277—411.
[2] Так, в «Профессиональном кодексе учителя» речь идет о нормах профессиональной этики в отношениях учителя с учениками, их родителями, коллегами, обществом и государством.