Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Глобализация высшего образования: стратегия стран АТЭС

 

10 декабря 2010 г. в Москве проводился международный семинар «Образование и устойчивое развитие. Стратегия роста АТЭС». Представляем его информационный обзор.
 
Организаторы семинара — Национальный фонд подготовки кадров при поддержке Минобразования и науки России, посольств Японии, США, Чили и Индонезии. В семинаре приняли участие сотрудники МГУ, АНХ при Правительстве России, ГУ—ВШЭ, РУДН. Целью семинара являлась разработка рекомендаций по развитию образовательного сотрудничества экономик АТЭС.
 
Справка
АТЭС — «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (англ. — APEC). Оформленная в 1989 г. (12 стран), АТЭС превратилась в настоящее время в авторитетную неформальную экономическую группу, объединяющую 21 экономику: Австралия, Бруней, Канада, Чили, КНР, Гонконг, Тайвань, Индонезия, Япония, Южная Корея (Республика Корея), Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Сингапур, Россия, Таиланд, США, Вьетнам. Страны АТЭС включают 1/3 населения земного шара (2,6 млрд.), создают 60% мирового ВВП, осуществляют 47% мировой торговли. Страны АТЭС одновременно являются членами других блоков и систем (ШОС, АСЕАН).
 
Развитие образовательного и научно-технического сотрудничества экономик АТЭС является важным элементом достижения сбалансированного, устойчивого роста, обозначенного в Стратегии АТЭС в сфере развития, принятой на форуме АТЭС в Иокогаме, Япония (14 ноября 2010 г.).
Как отмечали участники семинара, именно сегодня для укрепления этого сотрудничества сложились чрезвычайно благоприятные условия. На данном этапе экономики АТЭС более взаимосвязаны и интегрированы, чем когда-либо прежде. Либерализация и облегчение условий для торговли и инвестиций продолжают оставаться основной движущей силой экономического роста в АТР. Экономики АТЭС сыграли решающую роль в стабилизации глобального финансово-экономического кризиса путем осуществления чрезвычайных финансовых мер и стремительного смягчения кредитно-денежной политики.
Вместе с тем процесс экономической интеграции высветил новые непростые проблемы. Члены АТЭС не могут далее развиваться «по накатанной колее» и «качество роста» нуждается в улучшении. Поэтому в Иокогаме была принята новая Стратегия АТЭС в сфере развития, которая акцентирована на пять атрибутов экономического роста и включает в себя План действий по выстраиванию практической работы АТЭС в соответствии с этими приоритетами. Глубоко взаимосвязанными атрибутами роста в регионе являются
сбалансированное, всеобъемлющее, устойчивое, инновационное и безопасное развитие.
Решение этих задач невозможно без образования, усиления его глобализации, поиска новых форм образовательно-исследовательской деятельности. Вооружение населения стран знаниями и квалификациями важно не только для отдельных граждан с целью карьерного роста, но и для компаний и государств, которые должны стать более приспосабливаемыми и конкурентными в мире скоростных технологических изменений и индустриальных структурных перемен.
Несмотря на то что экономики стран АТЭС находятся на различных стадиях индустриального процесса, у них сходный спрос на:
 выпускников вузов по инновационным специальностям; 
 усиление переподготовки рабочих; 
 повышение квалификаций специалистов всех уровней с целью наилучшего реагирования на процессы послекризисной экономической реструктуризации и индустриальных перемен. В частности, в развивающихся экономиках потребность в высококвалифицированной рабочей силе отличается особой остротой.
Все страны сталкиваются с вопросами неадекватности и разнообразных вызовов в сфере технического образования и переобучения, которое, в частности, проводится в выходное время и в период отпусков. Всё чаще раздаются призывы к укреплению региональной интеграции в вопросах подготовки кадров.
Характерно, что во всех выступлениях обращалось внимание на специализацию каждой страны, каждого участника этой страны (университета, государственного органа образования) в рамках АТЭС. Так, США курируют EDNET и бенчмаркинг в области математического образования; Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) специализируется на космических телекоммуникациях и др.
 
В выступлениях участников семинара часто использовались термины, которые важно уточнить.
EDNET (образовательная сеть стран АТЭС) существует с 1992 г. Она создавалась для превращения образования в активный фактор роста равенства образовательно-карьерных возможностей населения стран АТЭС, создания в странах АТЭС гибких обучающих систем мирового класса. EDNET стала центральным направлением деятельности так называемой Рабочей группы по развитию человеческих ресурсов (Human Resources Development Working Group). Страны АТЭС финансируют и всячески поддерживают работу этой Группы. У Группы много проектов в образовательной сфере, одним из приоритетов является активизация применения информационных технологий в образовании и исследованиях. Другими приоритетами являются: научно-математическое образование, техническое обучение и карьерный рост, эффективное взаимное изучение языков стран АТЭС. На последней встрече министров высшего образования в Лиме, Перу (2008), были определены направления совместной работы, и сейчас страны выполняют эти решения, занимаются реализацией соответствующих конкретных проектов. Следующая встреча министров образования будет в 2012 г. в России.
Новым примером образовательного сотрудничества в рамках Human Resources Development Working Group и EDNET стала Конференция (выставка-симпозиум) АТЭС, проведенная в июне 2010 г. на Филиппинах, посвященная использованию информационных технологий в образовании, упрощению способов обмена передовым опытом и образовательными технологиями. Это направление сотрудничества является приоритетным в рамках EDNET, поскольку способствует росту доступности образовательных ресурсов, повышению эффективности образования. По традиции, в Конференции участвовали представители бизнеса, ученые и представители академических кругов стран АТЭС.
США помимо роли координатора международной образовательной сети (EDNET) готовы курировать образовательные процессы в области СТЕМ образования, ресурсов для открытых образовательных программ и в области повышения качества математического образования (инструменты математического бенчмаркинга). На семинаре была подчеркнута важность присоединения всех стран АТЭС к развитию системы сетевых центров совершенствования подготовки кадров (APECSkillsDevelopmentPromotionProject, SkillsDevelopmentPromotionCenters).
Для России, в силу отставания инновационной системы от передовых стран, особенно важно найти свою нишу в рамках данного процесса, утвердить приоритеты своей деятельности по развитию мирового высшего образования и экономики знаний. Мостом, соединяющим Дальний Восток России и АТР, является ДВФУ. Недавно этот университет получил статус исследовательского, и многие участники семинара называли ДВФУ «точкой роста» инновационной экономики на Дальнем Востоке. Предполагается, что к 2019 г. он должен войти в 300 лучших вузов мира и ориентироваться на международный рынок образовательных услуг (до 25% обучающихся иностранных студентов).
Как было подчеркнуто на семинаре, активное участие России в деятельности АТЭС во всех формах чрезвычайно актуально для развития Национальной инновационной системы РФ и ее интеграции в глобальную экономику знаний. Было бы полезно, на основе материалов семинара, предпринять более конкретные межправительственные шаги по развитию международной образовательной сети АТЭС.
Среди основных задач образовательной политики АТЭС участники семинара выделили следующие:
 выравнивание различий в базовом уровне образования между передовыми и всеми остальными странами;
 преодоление неравного доступа стран региона к информационным ресурсам, базам данных, различным передовым формам обучения (электронное обучение);
   — согласование совместных научных и образовательных программ, систем оценки качества образования и учебной нагрузки в разных странах;
   поиск более эффективных форм преодоления различий в образовательном законодательстве, а также в национальных традициях образования;
   — распространение опыта ведения крупных многосторонних учебных и научных программ и проектов, с участием таких партнеров, как лаборатории, институты, центры, университеты разных стран АТЭС;
   — активное проведение стандартизации систем оценки знаний и контроля качества знаний;
   —    внедрение единого перечня направлений и специальностей, что облегчит согласование программ и взаимопризнание дипломов и сертификатов.
В заключение семинара было заявлено о необходимости регулярного проведения подобных встреч в интересах укрепления образовательно-исследовательского сотрудничества.
(А.В. Фролов, к. э. н., доц. кафедры мировой экономики
эконом. ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова
 E-mail: vamik@inbox.ru)