Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Классификация американских вузов и вопросы их диверсификации

 

             Масштаб и диверсифицированный характер высшей школы США всегда привлекали внимание исследователей. Умение и готовность американской вузовской системы отвечать требованиям времени и удовлетворять потребности самых разных слоев населения представляют огромный интерес для российской высшей школы в период ее реформирования.
Сегодня в США существует множество вариантов и моделей высшего образования, что делает его уникальным, сложным, гибким и вариативным. При этом федеральное правительство вследствие децентрализованного руководства образованием играет в нем не столь значимую роль. Исторически сложилось, что диверсификация вузов в США стала важнейшей характеристикой всей системы высшего образования.
Солидный масштаб и разнообразие системы высшего образования США давно поставили в повестку дня вопрос о классификации вузов. Особый интерес для нас представляет так называемая «классификация Карнеги», которая признана большинством ученых и вузовских работников США, а также советами по высшему образованию в штатах.
 
Классификация высшего образования Карнеги в 70—90-х годах
 
В соответствии с классификацией высшего образования Карнеги американские колледжи и университеты группируются прежде всего в соответствии с таким критерием, как миссия вуза, его цели. Современная классификация была разработана известным специалистом в области высшего образования Кларком Керром в 1970 г. для того, чтобы уточнить результаты исследования комиссии Карнеги (эта комиссия по высшему образованию была специально создана при фонде Карнеги для изучения этой проблемы). Спустя несколько лет предложенная система получила признание и стала своеобразным гидом для ученых и исследователей проблем высшего образования. Американские специалисты утверждают, что классификация Карнеги создана с целью выделить и сгруппировать вузы с похожими программами и целями, и поэтому некорректно использовать классификацию для сравнения качественных отличий между институтами разных групп.
Спустя несколько лет в целях усовершенствования классификации были модифицированы некоторые понятия. Как известно, ранее предпринимавшиеся попытки сгруппировать вузы опирались на другие основания и принципы. Например, критериями выступали типы высших учебных заведений (колледжи, университеты), содержание образования (гуманитарные, педагогические или технические колледжи). Теперь же, в новом варианте авторы впервые сгруппировали все институты высшего образования по принципу наивысшей присуждаемой степени: от степени ассошиэт (ассоциат) до доктора наук [1]. Это означает, что категория вузов «гуманитарный колледж» (или «колледж свободных искусств» — liberal arts college), теперь именуемая как «бакалавриат», включает в себя все колледжи, где наивысшей присуждаемой степенью является степень бакалавра. А категорию так называемого «многопрофильного образования» (comprehensive) стали называть «магистерской», поскольку к ней были отнесены все вузы, присуждающие степень магистра, как наивысшую.
Общее число институтов высшего образования в классификации Карнеги возросло с 3389 в 1987 г. (год очередного уточнения системы) до 3595 в 1994 г. На приведенной диаграмме (рис. 1) мы видим шесть основных групп вузов и соотношение между группами вузов на 1994 г. [2]. Новая классификация Карнеги показывает не только количественный рост, но и своеобразное «движение вверх» вузовской системы. Особый интерес здесь представляет расширение «исследовательских» (research) и «докторских» (doctoral) университетов. Американские специалисты убеждены, что необходимо постоянно поддерживать исследовательские центры мирового уровня, т.к. именно от них зависит выработка новых знаний и прогресс человечества.
Отражением тенденции возросшего внимания к профессиональной подготовке кадров является увеличение числа специализированных институтов. Этот рост связан с новыми колледжами, предлагающими программы обучения в областях, связанных с сохранением здоровья, изящными искусствами и технологиями.
Несмотря на ранее высказывавшиеся мрачные прогнозы, частные колледжи показали свою жизнеспособность и развивались. Поэтому американское государство сегодня признает вклад и заслуги обоих секторов высшего образования.
Показательным является сравнение классификации Карнеги, как она выглядела во время ее рождения в 1970 г. [3] и в версии 1994 г. [4]. За четверть века система высшего образования США получила значительное развитие: возросло количество вузов и соответственно студентов, обучающихся в них. Обе классификации были построены с учетом основного критерия — типа вуза, присуждающего конкретную степень. В них также отражен аспект управления и контроля за деятельностью вузов (как государственных, так и частных).
В 1994 г. впервые в классификацию была включена новая группа учебных заведений — «университеты и колледжи для коренного населения» («Tribal Colleges and Universities»). В докладе фонда Карнеги 1989 г. «Колледжи для коренного населения: формирование будущего американских аборигенов» описаны эти институты, которые играют важную роль как для коренного населения США, так и для страны в целом. Первый такой колледж был открыт в том же году, когда была опубликована классификация Карнеги. В 1994 г. их насчитывалось уже 29. Они функционировали не только на территории университетских кампусов, но и в самих общинах, порой в довольно сложных условиях.
Многие специалисты полагают, что классификация Карнеги не является окончательной. Ведь в ней не нашлось места институтам, внедряющим новые стратегии и методики, творческие разработки, или институтам, сгруппированным не только по принципу уровня присуждаемой степени, но и другим специфическим качествам и достоинствам.
 
Всего вузов — 3 595
Рис 1. Классификация Карнеги 1994 г.


 
Диверсификация высшего образования и его отражение
 в классификации 
Попытки выйти за рамки существующей классификации предпринимались неоднократно. Например, некоторая группа институтов дискутировала о возможности называться по-другому и существовать в качестве «городских грантовых университетов». Другой пример. Несколько лет назад руководители нескольких гуманитарных вузов встретились и обсудили вопрос об изменении цели их деятельности и новом определении своих вузов как «исследовательских колледжей». Подобное случилось и в группе многопрофильных колледжей: они образовали консорциум для определения собственной ниши в системе высшего образования, пытаясь основать так называемый «новый американский колледж». Жизнь вносила и вносит коррективы в названия (определения) американских вузов, деятельность которых не всегда четко вписывается в прокрустово ложе анализируемой схемы. Например, университет штата Орегон позиционирует себя как исследовательский и многопрофильный (магистерский) вуз одновременно: «Oregon State University is a comprehensive, public, researchuniversity and a member of the Oregon University system» [5]. Для того чтобы отнести этот университет к исследовательским, есть все основания. Так, в 1997 финансовом году университет штата Орегон занял достойное 63-е место среди ста ведущих вузов США по расходам на исследования и разработки только в области естественных и инженерно-технических наук, которые составили 131 млн 467 тыс. долл. (расходы на гуманитарные, педагогические и некоторые другие специальности здесь не учитывались) [6].
Классификация Карнеги 1994 г. включает все колледжи и университеты США, присуждающие какую-либо степень и имеющие аккредитацию от агентства, признанного министерством образования США[1].
Классификация вузов Карнеги 70—90-х годов прошлого века действительно оказалась очень удачной разработкой американских ученых как с точки зрения возможностей ее обновления и уточнения в постоянно изменяющихся условиях функционирования высшей школы США, так и отражения ее диверсифицированного характера. Именно анализируемая классификация как ничто другое раскрывает все многообразие образовательных программ, предлагаемых различными типами образовательных учреждений послесреднего профессионального образования, разнообразные формы и методы обучения. Все это присутствует как в первой классификации (1970 г.), так и в классификации 1994 г. (а ведь были еще версии 1976 г. и 1987 г.). Неменьший интерес представляют рассмотрение и анализ последующих классификаций. Как не устают подчеркивать представители фонда Карнеги, их классификация не ранжирует колледжи и университеты по качественным показателям и отличиям. Целью разработки классификации изначально было способствовать проведению исследований проблем высшей школы. В случае с США исследователи сталкиваются с таким масштабом высшей школы и разнообразием ее учебных заведений, что классификация помогает им идентифицировать группы поддающихся сравниванию институтов, значительно повышая возможности анализа системы. Классификация используется, тем не менее, и в других целях. Влиятельный журнал US News and World Report использует ее для ранжирования колледжей.
Некоторые правительственные организации опираются на классификацию, когда принимаются решения в отношении финансирования вузов. Также действуют и некоторые фонды, адресуя определенные грантовые программы вузам и основываясь в принятии решений на классификацию.
 
Классификация высшего образования Карнеги в 2000-х годах    
 
В 1970 г., когда была обнародована первая классификация Карнеги, насчитывалось 2800 колледжей и университетов. В 1994 г. число вузов возросло до 3595, поэтому в классификацию были внесены значительные изменения, отразившие реалии того времени. Так в 1997 г. Фонд объявил о планах коренным образом пересмотреть классификацию в 2005 г. Но несколько неожиданно появляется классификация 2000 г., которая рассматривалась как промежуточная версия (или первый шаг на пути к новой классификации 2005 г.), разработанная в связи с тем, что издание 1994 г. устарело. Тем не менее многие исследователи с интересом рассматривали версию 2000 г. как новую классификацию, т.к. здесь по-новому комбинировались те или иные категории вузов внутри классификации и по-новому определялись вузы со схожими признаками. В классификацию включались все колледжи и университеты США, имеющие аккредитацию, присуждающие степени, и включенные в документы национального центра статистики образования (IPEDS), за исключением филиалов (табл. 1) [7].
Таблица 1
 
Распределение вузов согласно классификации Карнеги 2000 года
 

Категория
Кол-во вузов
Процент вузов
Всего
3941
100,0
1. Докторские/исследовательские университеты
261
6,6
   а) докторские/исследовательские университеты I категории
(extensive)
151
3,8
   б) докторские/исследовательские университеты II категории
(intensive)
110
2,8
2. Магистерские колледжи и университеты
611
15,5
   а) магистерские колледжи и университеты I категории
496
12,6
   б) магистерские колледжи и университеты II категории
115
2,9
3. Бакалаврские колледжи
606
15,4
   а) бакалаврские гуманитарные колледжи (Liberal Arts Colleges)
228
5,8
   б) бакалаврские колледжи с более широкой предметной направленностью
321
8,1
   в) бакалаврские колледжи, присуждающие в основном ассоциированные степени (ассоциат)
57
1,4
4. Колледжи, присваивающие степень ассоциат
1669
42,3
5. Специализированные институты
766
19,4
   а) богословские семинарии и другие специализированные
религиозные институты 
312
7,9
   б) медицинские школы и центры
54
1,4
   в) другие отдельные школы профессий здравоохранения
97
2,5
   г) инженерные и технические школы
66
1,7
   д) школы бизнеса и менеджмента
49
1,2
   е) школы искусств, музыки и дизайна
87
2,2
   ж) юридические школы
25
0,6
   з) педагогические колледжи
6
0,2
   и) другие специализированные институты
70
1,8
6. Колледжи и университеты для коренного населения
28
0,7
 
Классификация 1994 г. в качестве основного критерия разделения вузов на группы рассматривала их миссию, которую прежде всего воспринимали как принцип присуждения колледжем или университетом наивысшей степени: от ассошиэт (ассоциат) до доктора наук. Реально классификация 2000 г. отличалась от версии 1994 г., но эти изменения не касались главного критерия — миссии, предназначения вуза и соответствующей этому деятельности.
 
Основные характеристики и изменения классификации 2000 г.   
 
1. Отказ от деления университетов на группы исследовательских и докторских. В этом безусловно была логика, т. к. и те и другие ориентировались на приоритет научных исследований и отличались лишь количеством присуждаемых в течение года докторских степеней.
В классификации 2000 г. к первой группе вузов были отнесены так называемые докторские/исследовательские университеты, поделенные на две категории. Вузы обеих категорий предлагают широкий спектр бакалаврских программ, но главной их характеристикой является наличие докторантуры. Университеты первой категории ежегодно присуждают от 50 и более докторских степеней по не менее чем 15 дисциплинам, а университеты второй категории ежегодно присуждают от 10 докторских степеней по трем и более дисциплинам или в целом не менее 20 докторских степеней. Количество таких университетов несколько возросло, но из-за увеличения общего числа вузов доля докторских/исследовательских вузов осталась без изменений.
2. Закрепилось название магистерские колледжи и университеты. До 1994 г., как известно, использовался термин «многопрофильные» вузы. Университеты и колледжи этой группы сохранили свои позиции. Как и раньше, к этой группе отнесены вузы, присуждающие степень бакалавра по широкому спектру дисциплин. Однако они обязаны также давать и послебакалаврское образование на уровне магистра. Университеты и колледжи, отнесенные к этой группе, тоже поделены на две категории и отличаются лишь количеством присуждаемых ежегодно степеней магистра с учетом характеристик дисциплин, по которым присуждаются искомые степени (от 20 до 40 и более присужденных степеней магистра по не менее чем трем дисциплинам). Общее количество таких вузов возросло, хотя в процентном отношении незначительно, на 0,8%.
3. Существенно иначе представлены бакалаврские колледжи в новой классификации, чем в предыдущих. Впервые они разделены на три категории. К первой отнесены колледжи, присуждающие в основном бакалаврские степени по гуманитарным наукам (более 50% от общего числа); ко второй категории — колледжи, присуждающие ежегодно менее 50% бакалаврских степеней по гуманитарным предметам, а остальные — по другим дисциплинам; и в третью категорию вошли колледжи, присуждающие в основном степени ассоциата и выдающие сертификаты и присуждающие лишь не менее 10% бакалаврских степеней. За прошедшие годы количество колледжей этой группы несколько снизилось как в абсолютных цифрах (на 31 позицию), так и в процентном выражении (на 2,3%).
4. Образована группа из колледжей, присваивающих степень ассоциат (ассошиэт). Прошедшее время подтвердило их популярность, что привело к их численному росту за анализируемый период времени (почти на 200 колледжей). В эту группу попали самые распространенные общественные (муниципальные) колледжи, а также младшие и технические колледжи. В большинстве из них не присуждают степени бакалавра, там же, где это происходит, количество присуждаемых ежегодно степеней бакалавра составляет менее 10%.
5. Специализированные институты сохранили свое положение в системе послешкольного образования в США. Количество их возросло на 73, что не повлияло на процентное соотношение. По-прежнему они, оправдывая свое название, присуждают степени от бакалавра до доктора наук в какой-либо одной области. Отметим, что в классификации 2000 г. появилась дополнительно еще одна категория медицинского направления — другие отдельные школы профессий здравоохранения, здоровьесбережения, где присуждаются степени в таких областях, как хиропрактика, сестринское дело, аптечное дело.
6. Колледжи и университеты для коренного населения, т.е. для населения различных индейских племен. Их количество осталось примерно на том же уровне.
Классификация Карнеги также дает возможность проследить динамику с позиции типа и вида управления вузами. Так, по сравнению с 1994 г. соотношение государственных и частных университетов и колледжей изменилось незначительно в пользу последних (примерно на 2%). Но в разных группах вузов картина другая. Среди университетов с исследовательской направленностью преобладают государственные (общественные) вузы: 63,6% против 36,4%. Среди специализированных институтов государственные составляют всего лишь 8,7%. Среди бакалаврских колледжей также явное преобладание частных учебных заведений; в магистерских университетах и колледжах преобладание частных не столь впечатляюще. Среди двухгодичных колледжей гораздо больше государственных. Доля частных вузов, ставящих перед собой задачу получения прибыли, незначительна в большинстве групп и категорий.
 
О единстве терминологии           
 
В публикациях российских исследователей последних лет следует отметить интерес к классификации Карнеги вообще и попытки подробно рассмотреть версию 2000 г. [8, 9]. Необходимо отметить важность подобных работ для осмысления современной системы высшего образования в США. Но хотелось бы обратить внимание на вовсе не второстепенные для сравнительной педагогики лингвострановедческие вопросы. Нельзя не заметить в отдельных публикациях некоторые неточности в использовании соответствующих терминов на русском языке или не всегда оправданные, с нашей точки зрения, попытки ввести в оборот новые термины.
Не является исключением и такой сложный вопрос, как классификация американских колледжей и университетов. С нашей точки зрения, исследователям следует договориться об использовании тех или иных русскоязычных терминов, чтобы избежать путаницы.
Рассмотрим некоторые примеры. Часто используемый термин associate, не имеющий прямого аналога в русскоязычной педагогике, мы переводим как ассошиэт, или ассоциат. Именно такой перевод был дан в первых документах Министерства образования РФ середины 90-х годов о многоуровневой системе высшего образования, такой же перевод дается и в лингвострановедческом словаре США [10] и ряде других авторитетных публикаций [11].И соответственно associate degree следует переводить как степень ассоциата или ассоциированная степень [12—15].
Использование вместо этих терминов других, таких как «адъюнкт-бакалавр» не представляется оправданным, т.к. этот термин не используется в отечественной педагогике в данном контексте. Что касается словосочетания tribal colleges and universities, то нам представляется более точным перевод колледжи и университеты для коренного населения, т.е. для индейского населения. В разделе «определения категорий» классификации Карнеги 2000 г. прямо говорится, что «все эти колледжи являются членами американского индейского консорциума учреждений высшего образования». К тому же подавляющее их большинство находится на территории резерваций и контролируются теми или иными индейскими племенами [16]. Название этих образовательных учреждений «этническими» представляется не совсем корректным, т.к. за последние двадцать лет в США появилось немало действительно этнических (ethnic) учебных заведений, открытых по инициативе афро-американской общины или латиноамериканского населения [17]. Деликатное обращение с терминами при их переводе побудило нас создать достаточно полный вариант словаря педагогических терминов, относящихся к высшей школе США[2].
 
Классификация вузов 2005 г.     
По истечении пяти лет, как и было заявлено, в 2005 г. появляется скорректированная классификация (некоторые изменения вносятся в нее в 2006 г.). В ней используются самые свежие на тот момент данные 2004 г. (на сегодняшний день Фонд дает цифру общего количества колледжей и университетов (вместе с филиалами) около 4400) [18]. Несмотря на некоторый количественный рост числа вузов в сравнении с классификацией 2000 г., имеет смысл обратиться прежде всего к изменениям в самой классификации 2005 г., представленной в таблице 2 [19]. Они были вызваны прежде всего опасениями американских специалистов, что сложившийся подход в новых условиях подрывал принцип «прозрачности» классификации и приводил к использованию разных критериев при оценке некоторых вузов.
 
Таблица 2
 
Распределение институтов и число студентов по категориям
согласно классификации Карнеги 2005 г.
 

Категория
Институты
Процен-
ты
Всего
Студентов
Проценты
Колледжи, присваивающие степень ассоциат:
государственные сельские малые
142
3,2
 133 027
0,8
государственные сельские средние
311
7,1
943 701
5,4
государственные сельские большие
144
3,3
 1 087 790
6,2
государственные пригородные с одним кампусом
110
2,5
 854 259
4,9
государственные пригородные с несколькими кампусами
100
2,3
 1 051 012
6,0
государственные городские с одним кампусом
32
0,7
   275 307
1,6
государственные городские с несколькими
кампусами
152
3,5
1 743 179
9,9
государственные специальные
14
0,3
     30 220
0,2
частные некоммерческие
114
2,6
     43 961
0,3
частные коммерческие
532
12,1
   273 368
1,6
государственные двухгодичные при четырехгодичных университетах
55
1,3
 134 222
0,8
государственные четырехгодичные, присваивающие преимущественно степень ассоциат
18
0,4
   148 416
0,8
частные некоммерческие четырехгодичные, присваивающие преимущественно степень ассоциат
20
0,5
     12 052
0,1
частные коммерческие четырехгодичные, присваивающие преимущественно степень ассоциат
71
1,6
    48 272
0,3
Исследовательские университеты
Исследовательские университеты  с очень высоким уровнем научной работы
96
2,2
2 365 228
13,0
Исследовательские университеты с высоким уровнем научной работы
103
2,3
1 693 731
9,6
Докторские/исследовательские университеты
83
1,9
   848 316
4,8
Магистерские колледжи и университеты
Магистерские колледжи и университеты (большое количество программ)
346
7,9
 212 650
16,0
Магистерские колледжи и университеты (среднее количество программ)
190
4,3
    739 648
4,2
Магистерские колледжи и университеты (небольшое количество программ)
128
2,9
    349 859
2,0
Бакалаврские колледжи
Бакалаврские колледжи гуманитарных и естественных наук
287
6,5
    527 533
3,0
Бакалаврские колледжи разнообразной предметной направленности
360
8,2
    595 754
3,4
Смешанные колледжи, присуждающие степени бакалавра и ассоциата 
120
2,7
    267 832
1,5
Узкоспециализированные институты:
богословские семинарии и колледжи и другие религиозные институты
314
7,1
    101 742
0,6
медицинские школы и центры
57
1,3
90 701
0,5
другие школы профессий здоровьесбережения
129
2,9
59 634
0,3
инженерные школы
8
0,2
14 259
0,1
школы технологического профиля
57
1,3
40 160
0,2
школы бизнеса и менеджмента
64
1,5
92 222
0,5
школы искусств, музыки и дизайна
106
2,4
128 273
0,7
юридические школы
32
0,7
25 683
0,1
другие узкоспециализированные институты
39
0,9
17 796
0,1
Колледжи для коренного населения
32
0,7
17 599
0,1
(Не классифицированы)
26
0,6
3698
0,0
Всего институтов
4392
100,0
17 571 104
100,0
 
В классификации 2005 г. впервые на первое место поставлены двухгодичные учебные заведения. При анализе различных групп университетов и колледжей видно, что наибольшие изменения коснулись колледжей, присваивающих степень ассоциата. Сюда отнесены колледжи, присваивающие только степень ассоциата или присваивающие помимо этого также не более 10% степеней бакалавра. Также впервые в истории классификации Карнеги двухгодичные колледжи были разбиты на подгруппы[3]. Подгрупп достаточно много (более десяти) и критерии деления используются разные:
размер колледжа (малые, средние и большие);
расположение колледжа и соответственно обслуживание интересов тех или иных слоев населения (городские, пригородные и сельские);
количество кампусов колледжа (с одним кампусом или с несколькими);
тип и вид управления (государственные и частные);
ориентация на прибыль или работа без прибыли.
Согласно этим критериям возникают разноплановые колледжи с набором тех или иных характеристик (например, государственный пригородный колледж, расположенный на нескольких кампусах). В эту группу также включены младшие и технические колледжи.
Исследовательские университеты
Присуждают степень доктора наук, и теперь сгруппированы несколько иначе. Все они поделены на три подгруппы в зависимости от степени исследовательской активности вуза (университеты с очень высоким уровнем научной работы, университеты с высоким уровнем научной работы и просто докторские/исследовательские университеты). Вузы этой группы не привязаны к критерию объема только федерального финансирования. Не учитывается такой показатель, как количество дисциплин или направлений, по которым защищены докторские диссертации, а используется более простой подход, когда учитывается прежде всего количество защищенных за год докторских диссертаций (их должно быть не менее двадцати, иначе университет перейдет в другую группу).
 
Магистерские колледжи и университеты
Представлены в трех подгруппах. К ним отнесены вузы, в которых ежегодно присуждают не менее 50 магистерских и не более 20 докторских степеней. Деление на подгруппы зависит от объема присуждаемых магистерских степеней.
 
Бакалаврские колледжи
Представляют собой учреждения высшего образования, в которых ежегодно присуждается не менее 10% бакалаврских степеней (от общего числа бакалаврских степеней и ниже), а также присуждается не более 50 магистерских степеней или менее 20 докторских. Как и в классификации 2000 г., колледжи этой группы разбиты на три подгруппы, в названиях которых используются уточненные термины: бакалаврские колледжи гуманитарных и естественных наук; бакалаврские колледжи с разнообразной предметной направленностью; смешанные колледжи, в которых присуждаются как степени бакалавра, так и ассоциата.
 
Специализированные или узконаправленные высшие учебные заведения Занимают особое место в сравнении с вышеперечисленными группами вузов. В их названии специфика вуза акцентирована еще больше (special focus institutions), чем в классификации 2000 г. В этих вузах присуждаются степени от бакалавра и выше в какой-либо одной области знаний или очень близких, смежных областях. Здесь мы видим практически те же подгруппы, что и в предыдущей классификации, за исключением одной — педагогические колледжи не выделены в отдельную категорию.
 
Отдельную группу представляют также колледжи для коренного (индейского) населения, сохранившие свои позиции в общей картине (0,7%).
Классификация 2005 г. подтвердила сложившееся соотношение между государственными и частными университетами и колледжами: количество частных образовательных учреждений больше на 900 с лишним. В то же время количество студентов, обучающихся в государственных университетах и колледжах, значительно большее (более 13 млн чел.), чем в частных (4,5 млн чел.).
 
Особенности американской системы высшего образования         
Классификация Карнеги доказала свою научную состоятельность. Но даже авторитетнейшая анализируемая классификация не может учесть всех аспектов диверсификации. Поскольку в конституции США вопросы, связанные с образованием, не отнесены к компетенции федеральной власти, а в соответствиии с 10-й поправкой к Конституции переданы на уровень штатов и местных администраций, то различная политика властей штатов в области высшего образования усиливает дифференциацию высшей школы [20]. В свою очередь правительства штатов, осуществляя общее регулирование в сфере высшего образования, оставляют за вузами широкую автономию в принятии решений по самым разным вопросам.
Разнообразия добавляет классификация дисциплин, изучение которых необходимо для получения той или иной степени:
основные дисциплины (Core courses), обязательные для всех;
дисциплины специальности (Major courses);
дисциплины дополнительной специализации (Minor courses), т. е. сопряженной с основной специальностью;
дисциплины по выбору (Elective courses).
Еще большее отличие в сравнении с российской высшей школой представляет деление в США дисциплин по уровням сложности [21]:
дисциплины программы начальной профессиональной подготовки (Vocational Certificate Credit Course);
дисциплины нижнего уровня программ подготовки бакалавров и/или дисциплины программ для получения ассоциированных степеней (Lower Division Baccalaureate/Associate Degree Courses);
дисциплины верхнего уровня программ подготовки бакалавров (Upper Division Baccalaureate Degree Courses);
дисциплины программ послевузовского обучения (Graduate Degree Courses).
Все эти особенности, естественно, выходят за рамки разговора о классификации, но зато наглядно демонстрируют многообразие системы.
 
Заключение
 
Анализ различных классификаций Карнеги за последние почти 35 лет и некоторых аспектов ее дифференцированного характера показывает, что и сегодня главной отличительной чертой американской системы высшего образования остается ее диверсификация. Диверсификация проявляется многообразно, в том числе в различиях вузов, с точки зрения уровня высшего образования и присуждаемой степени, а также ориентации на научные исследования и объем научной работы. Классификация Карнеги учитывает также типы колледжей и университетов по виду управления/принадлежности и источникам их финансирования (государственные и частные; частные коммерческие и частные некоммерческие).
 
Литература
1. The International Encyclopedia of Higher Education. Vol. 9. — Jossey-Bass, Inc., Publishers. — 1977, p. 4235—4236.
2. A classification of institutions of higher education/ with a foreword by Ernest L. Boyer. — 1994.
3. A classification of institutions of higher education/ with a foreword by Ernest L. Boyer. — 1994, table XI.
4. A classification of institutions of higher education/ with a foreword by Ernest L. Boyer. — 1994, table XIV.
5. 2003—2004 General Catalog. Oregon State University Bulletin. Published by the Oregon State Board of Higher Education at Corvalis, Oregon 97331.
6. 2000 Fact Book. Prepared by Information Resources Office of Budgets and Planning, Oregon State University, Corvalis, OR 97331 — 2125.
7. The Carnegie classification of institutions of higher education/with a foreword by Lee S. Shulman. — 2001 The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. All rights reserved. Printed in the United Stated of America.
8. Каверина Э. Ю. Высшие учебные заведения США: структура и классификация //США — Канада. Экономика, политика, культура. – 2004. — № 7.
9. Дмитриев Г. Д. Анатомияамериканского университета. — М.: Народное образование, 2005.  
10. Томахин Г.Д. США. Лингвострановедческий словарь. — М.: Русский язык, 2000.
11.Северцев В.А., Чащихин Б.Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. — М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993.
12. Томахин Г.Д. США. Лингвострановедческий словарь. — М.: Русский язык, 2000.
13. Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Уровни высшего образования, степени и дипломы высших учебных заведений в зарубежных странах (обзорный доклад)/ Под ред. акад. МАН ВШ А.Я. Савельева. — М.: НИИВО, 2002.
14. Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета. — М.: Народное образование, 2005.
15. Признание периодов обучения и перезачет дисциплин: Методическое руководство для сотрудников российских учебных заведений. — СПб., 2006.   
16. The Carnegie classification of institutions of higher education/with a foreword by Lee S. Shulman. — 2001 The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. All rights reserved. Printed in the United Stated of America.
17. Spring J. American Education. — McGraw-Hill Companies, Inc., 1998, p. 155.
18. FAQs by Category: www.carnegiefoundation.org.
19. 2005 Carnegie Classification; National Center for Educations Statistics, IPEDS Fall Enrollment (2004).
20. The Constitution of the United States. — Commission on the Bicentennial of the United States Constitution. Washington D. C.
21. Признание периодов обучения и перезачет дисциплин: Методическое руководство для сотрудников российских учебных заведений. — СПб., 2006.


[1] A classification of institutions of higher education/ with a foreword by Ernest L. Boyer. — 1994.
 [2]Корсунов В.И. Высшая школа США: история и современность: учебное пособие. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007.
[3] Результат работы группы ученых университета Алабамы в составе Стивена Кацинаса, Винсента Лэйси и Дэвида  Харди