Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Образование как важнейший ресурс для личности и общества






Образование предоставляет индивиду ресурсы, необходимые для построения эффективной — в разных аспектах — профессиональной и жизненной карьеры, для становления его как специалиста и гражданина. Роль образования как ресурса для общества трудно переоценить. В современных условиях значительное количество высококвалифицированных профессионалов — обязательное условие успеха страны, поддержания ее конкурентоспособности в глобальном соревновании инновационных экономик. Мировая статистика показывает примеры того, как благополучию в стране соответствует высокий уровень образования населения. Можно обсуждать, что является причиной и что — следствием, но наличие соответствий очевидно. Интересы личности, общества и государства — не одно и то же, но в отношении образования мы наблюдаем замечательное совпадение, которое может являться импульсом к направленной активности власти, институтов гражданского общества, сферы образования и граждан.



Функцией образованности населения является не только экономический, но и в целом социальный прогресс. Воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализация членов общества, осуществляемые сферой образования, обеспечивают совершенствование всех сторон жизни. Уровень образования населения — и в количественном, и в качественном выражении — предстает, таким образом, не в утилитарном плане, не только как средство для расцвета экономики, но и как обязательное условие благоденствия страны в самом широком смысле этого слова.



Аргументы тех, кто настаивает на тезисе об «излишнем» уровне образования населения, представляются совершенно несостоятельными и в связи с тем, что ряд ведущих стран ставит задачу всеобщего высшего образования. Наша конкурентоспособность впрямую зависит от нашей позиции в этом вопросе. Нужно не сокращать прием в вузы, а, наоборот, сделать высшее образование доступным. Пока же у нас существует очень значительная социальная дифференциация в доступности высшего образования, в особенности качественного. Это, впрочем, целиком относится и к общему образованию. То и другое всесторонне исследовано в Институте социологии РАН.



В связи с этим огромное значение приобретают сохранение и повышение мотивации к образованию, предоставление широкого доступа к качественному образованию высокого уровня, развитие дополнительного образования, продвижение к образованию в течение всей жизни. Профессиональная ориентация должна быть своего рода просвещением, учитывающим прогноз изменений на рынке труда, чтобы оказывать корректное влияние на формирование планов молодежи на будущее. Непростой задачей оказывается создание стимулов (в первую очередь), финансовой, материальной, законодательной базы (во вторую и последующие) для того, чтобы и учебные заведения ориентировались на кадровые нужды народного хозяйства и структура выпускаемых специалистов более соответствовала потребностям экономики. Поэтому существующие мифы о «излишней образованности» населения и представления о корпоративном образовании как о панацеи, исправляющей недостатки системы образования и пр. оказываются серьезными помехами.



Растет дифференциация, существующая в сфере образования и порождаемая ею. В увеличении неравенства в доступе к общему и профессиональному образованию проявляется влияние социальных, территориальных, экономических факторов. Меритократическая модель в образовании перестает действовать, образовательная и профессиональная карьера детей все больше зависит от возможностей и желания родителей. Компенсаторные механизмы не устраняют неравенство шансов на получение хорошего образования, потому что наличие или отсутствие этих механизмов регулируется теми же факторами, что и высота барьеров. Мнения о неравенстве в этой сфере соответствуют возможностям, существующим в различных социальных группах. Сопоставление результатов наблюдений, которые удается сделать, с материалами социологической классики позволяет делать выводы о динамике ценностей и целей, связанных с образованием.



Эффективный менеджмент, достойное финансирование — необходимые, но едва ли достаточные средства для того, чтобы от благопожеланий перейти к достижению целей. В конечном счете, от характера развития народного хозяйства зависит качество сигналов, которые получают и молодежь, и система образования. Вместе с тем, каждый, кто включен в образовательный процесс или почему-либо остается пока в стороне, имеет возможности позитивного влияния на происходящее.



Образование — сфера специфическая. Результат, продукт — не винтик для хозяйственной деятельности, которому надо определить место на рынке труда. Люди пользуются услугами образования, даже покупают их, но это услуги особого рода. Не надо забывать: пользуясь образовательными услугами, люди оказывают великую услугу государству, стране, обществу — тратят часть своей жизни, зачастую значительную, свою энергию — самые драгоценные свои ресурсы, чтобы увеличить своими усилиями, за свой счет самый важный ресурс нации — человеческий потенциал.