Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Университеты в финансовом кризисе (окончание)


Образование.



Тяжелое время Гарварда



Никакой другой университет мира не вызывал у своих конкурентов столько зависти, как Гарвард: его целевой капитал (эндаумент) еше недавно равнялся 28,8 млрд. долл. В июне 2008 г. управляющая компания Harvard Management Company рассчитывала в ближайшем будущем увеличить эту сумму до 36,9 млрд. Однако Гарвард внезапно «обеднел» почти на 20%, и это было бы не смертельно, если бы президент Университета Дрю Фауст (Drew Faust) не проинформировала письменно своих деканов о потере.


Как правило, Гарвард предоставляет информацию о своем финансовом положении только в конце июне по окончании учебного года. Воздействие финансового кризиса, или, как выразилась президент в своем письме, «сложившиеся исключительные обстоятельства», заставили ее нарушить традиции. Потери почти в 8 млрд. долл. должны были послужить предостережением. Поскольку руководство университета боится, что оправдаются худшие прогнозы и к концу текущего расчетного периода — к июню 2009 г. ущерб может достигнуть 30%.



Дилемма Гарварда


Как было бы лучше реагировать на отток инвестиций и почему Гарвард по-прежнему продолжает держать свои фонды в рискованных сделках, вопрос сложный. Упомянем только, что университет выставил на продажу уже более трети своих частных акций (Private Equity), при этом нельзя сказать, что у него нет отбоя от покупателей. «Усохший» целевой фонд между тем не единственная причина финансового краха. По всей вероятности, существенно «похудеет» и сумма студенческих взносов, т. к. большее количество студентов вынуждены будут запросить финансовую помощь. Кроме того, может застопориться поток отчислений из правительственных фондов, а также частные инвестиции на научные исследования.


Собственно, это и есть «совершенная дилемма» — студенты из семей, чей доход снижается, нуждаются в дополнительной финансовой помощи для оплаты обучения, в то время как бюджет университета сокращается. Во всяком случае, как повлияет финансовый кризис на ситуацию со студенческими кредитами, Дрю Фауст в своем письме объяснить не пыталась. Еще в 2007 г. Гарвард, уступая массивному общественному давлению, объявил, что полностью оплачивать обучение (45 600 долларов в год) должны только семьи, чей годовой доход превышает 180 000 долл. Половина сегодняшних студентов Гарварда в той или иной форме получают дотации. Так университет из своих активов финансирует более трети своих текущих расходов.



Сокращение приема абитуриентов


Впрочем, случай с Гарвардом не исключение. Американские университеты, как государственные, так и частные, страдают от последствий финансового кризиса. В свое время Йельский университет тоже начинал с рисковых вложений в Хедж фонды, частные капиталовложения (Private Equity), недвижимость и сырье. Университет был при этом так успешен, что его многосторонняя и сначала неслыханно прибыльная модель стала повсеместно копироваться. Однако теперь, когда рынок рискованных вложений обрушился, финансовые гуру от Вирджинии до Колумбии гадают, как спасти то, что еще можно спасти, и с меньшими потерями пережить предстоящие трудные годы.


Государственным университетам Америки тоже приходится не слаще, чем частным. Гигантская университетская система Калифорнии, в которой до сих пор обучалось 460 000 студентов, в дальнейшем будет вынуждена обходиться более скромными средствами и намерена в наступившем году сократить число учебных мест на 10 000. И это несмотря на то, что количество заявлений от абитуриентов уже в декабре 2008 г. возросло на 20%. В первый раз в истории Калифорнии квалифицированные выпускники High School могут быть не допущены к обучению. Между тем губернатор Калифорнии А. Шварцнегер грозит новым сокращением бюджета административно хозяйственных расходов.



Университетское образование как недосягаемая роскошь


В небольшом колледже Амхерста (Amherst College) в Массачусете собираются противостоять кризису, перейдя в наступление. После того как меньше чем за полгода администрация потеряла четверть целевого капитала (1,7 млрд. долл.), все надежды возлагаются на поддержку бывших партнеров. Развернувшаяся здесь кампания «Lives of Consequence» должна принести 425 млн долл. Она пропагандирует специально ориентированный на развитие личности обучающегося «колледж свободных исскуств» (Liberal Arts College) как наиболее ценный для общества инструмент. Конкуренцию Amherst College составляют не только другие колледжи, но и больницы, школы, благотворительные организации и государственные программы, которым во времена рецессии намного легче найти меценатов, чем институтам высшей школы, по-прежнему считающимся состоятельными.


Тем не менее Amherst не собирается отказываться от высоких стандартов и осуществляет отбор студентов по знаниям, а не по их финансовому положению. Стоимость обучения, проживания и обслуживания составляет 46 760 долл. в год. Правда, стипендии в последнее время выросли в среднем до 30 000 долл. в год.


Несмотря на все усилия университетов разработать программы финансовой поддержки учащихся, растущая плата за обучение еще до наступления финансового кризиса представляла собой известную опасность. Сегодня ситуация обострилась и, по прогнозам независимого National Center for Public Policy and Higher Education, продолжит эскалацию. Поэтому для большинства американцев учеба может стать недостижимой мечтой.



Президенты работают бесплатно!


Данные, недавно опубликованные национальным центром (National Center) в ежегодном отчете «Measuring Up 2008», отрезвляют. С 1982 по 2007 гг. плата за обучение в США возросла на 439%, а средний доход семей только на 147%. Сумма всех кредитов, выданных студентам на финансирование обучения, за последнее десятилетие удвоилась. И по всей вероятности, дело этим не закончится, если в условиях рецессии плата за обучение в 2009 г. продолжит расти. Такие штаты, как Флорида и Вашингтон, уже сегодня говорят о дальнейшем росте платы за обучение в государственных университетах от 15 до 20%. По подсчетам, в 2007 г. расходы на обучение в государственном университете «съедали» 28% дохода среднестатистической семьи, в частных университетах эта сумма равнялась 76%. Понятно, что для малообеспеченной семьи этот процент еще выше, как соответственно, выше и сумма, которую придется выложить за высшее образование состоятельным семьям. Наступившая рецессия может только ускорить темп роста.


В сложившейся напряженной ситуации президенты некоторых университетов последовали примеру своих коллег из частного сектора экономики и отказались от повышения зарплат, а некоторые даже от части своего роскошного жалованья (президенты восьми частных университетов СШA зарабатывают более миллиона долларов в год). «Лидером турнира», по утверждению журнала «Chronicle of Higher Education», является руководитель университета Саффолк в Бостоне (Suffolk University) Давид Сарджент (David J. Sargent), которому посчастливилось получить при расчете 2,8 млн долларов. И, как нарочно, именно для Саффолка времена рецессии могут стать особенно тяжелыми. Агентство Moody’s делится слухами о неком агрессивном инвесторе, который заставляет университет взять долгосрочный кредит на очень невыгодных условиях. Таким образом, Саффолк находится в эпицентре финансового кризиса — как, впрочем, и все остальные элитные университеты и Community Colleges.


(Перевод с нем. соб. корр.,
к. филол. н. О. Ю. Глайсснер)

В подготовке статьи использованы материалы
Frankfurter Allgemeine Zeitung







Между тем...


Из-за кризиса наметился исход трудовых мигрантов из богатых стран. Большинство иностранных студентов, которые учатся в США, не собираются оставаться там надолго, констатируют американские социологи. Таким образом, США рискует лишиться мощного кадрового резерва в науке и технологической сфере. Аналитики связывают грядущий отток со спадом в экономике США, из-за которого там резко сокращается количество рабочих мест. Тем временем, как отмечают наблюдатели, обратная миграция из богатых стран в бедные становится глобальной тенденцией.






1 Community Colleges-двухгодичные колледжи, предлагающие программу базового высшего образования, по окончании программы которой (студент должен набрать 72 кредита) возможно получение степени Associate of Arts или Associate of Science.