Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Из беседы с президентом РФ Дмитрием Медведевым

В беседе с журналистом ВГТРК 30.08.2009 г. президент высказался по вопросам российского образования. Приводим основные положения его выступления.

Об оценке современного состояния российского образования

«Не споря с самим тезисом о том, что у нас было хорошее образование, я считаю, что наша задача — создать современное образование, достойное России в ХХI в». Д. А. Медведев считает, что сейчас российское образование находится в переходном состоянии: «Мы уже не в столь сложной ситуации, какой она была, допустим в 90 е годы. Но, с другой стороны, мы еще пока не сделали качественного рывка. Хотя за последнее время нам кое что удалось. Я имею в виду, прежде всего, национальный проект «Образование», который был запущен».

О финансировании

«Сейчас у нас в образовательной системе в год тратится порядка одного триллиона 800 миллиардов. Это все источники, которые расходуются на систему образования». Д. А. Медведев уточнил, что говорит о консолидированных расходах на всю систему отечественного образования. «Это, конечно, беспрецедентная сумма, если сравнивать такого рода расходы с ситуацией в 90 е годы. Это не значит, что мы закрыли все вопросы. Но в любом случае в системе образования есть деньги, и есть желание эти деньги правильным образом расходовать. Поэтому я считаю, что мы находимся в промежуточной фазе — мы уже не на самом дне, но нам еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы создать современную систему образования».

О ЕГЭ

«В нынешних условиях все таки очень многое зависит от самого ученика, от самого абитуриента. Как бы ни критиковали нынешнюю систему единого госэкзамена, она не идеальна. Она работает совсем немного и, естественно, еще нуждается в совершенствовании, но все таки эта система: а) направлена против коррупции; б) делает процесс сдачи гораздо более прозрачным; в) уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах. Уже в этом ее большое прогрессивное значение. Есть, конечно, и определенные сложности, заключающиеся в том, что люди подают заявления в разные институты, в разные университеты, причем некоторые подают их десятками, и так далее. Я дам поручение нашему министерству образования определить, может быть, предельное количество высших учебных заведений, куда можно подавать заявления». Д. А. Медведев сказал, что возможно будет присутствовать барьер из 5-10 вузов. «Но в целом это все равно побуждает к активному поиску. Я считаю, что это не очень плохо».

О различных олимпиадах

«Что же касается олимпиад, то это дело более сложное» — отметил президент, возложив ответственность на самих ректоров вузов и регионы. «Я думаю, что, может быть, не всякая олимпиада должна давать карт бланш на поступление в любой вуз. Это вопрос саморегуляции, ректоры должны встретиться и в рамках своего союза принять решение, какая олимпиада на что дает право, а мы после этого утвердим это соответствующими актами правительства».

О системе профессионального технического образования

«Среднее специальное образование нужно обязательно, потому что мы нуждаемся в высококвалифицированных рабочих, в тех, кто связал свою жизнь с нормальным производительным трудом. Но образование это должно быть современным, полноценным, на базе действительно хороших, функциональных средних учебных заведений. Туда нужно вкладывать деньги. В рамках нацпроекта тогда и договорились о том, что будем финансировать средние специальные учебные заведения, те же самые ПТУ, в пропорциях: часть — федеральный бюджет, часть — регионы. Получилось очень неплохо, особенно, когда мы добавили еще третью составляющую, бизнес тоже должен вкладывать туда деньги, потому что именно для бизнеса это как раз самое важное. И я считаю, что даже процесс приобретения вот таких средних учебных заведений крупными деловыми структурами или их соучастие в финансировании — это вполне позитивный процесс. Если, допустим, среднее специальное учебное заведение, профессиональное учебное заведение существует при крупном комбинате, ничего в этом плохого нет. Оно готовит для себя кадры».

О количестве вузов, качестве образования и коммерциализации в этой сфере

«Если в 60 е годы у нас было около 500 высших учебных заведений, то сейчас их значительно больше, под две тысячи. О чем это говорит? О том, что, во первых, появились новые частные учебные заведения и, во вторых, пока мы еще не создали оптимальной системы, которая должна быть создана в ближайшие, может быть, несколько десятков лет. Это первое.

Второе. Далеко не во всех высших учебных заведениях одинаковое качество образования. Если за традиционные государственные учебные заведения — вузы я уверен, несмотря на сложности, которые существуют всегда, то за некоторые частные учебные заведения я бы не поручился».

Президент считает, что «нельзя ситуацию напрягать и форсировать, искусственным образом ликвидировать учебные заведения, которые не вполне готовы к тому, чтобы давать образование. Но какая то реорганизация должна происходить, и слабые учебные заведения естественным путем должны присоединяться к сильным. Это, в общем, нормальный, абсолютно позитивный процесс».

О федеральных университетах

Мы создали два крупных окружных университета: Сибирский и Южный. У них в целом, несмотря на трудности, многое уже получается. Мы дали туда довольно значительное финансирование. Сейчас они занимаются созданием новых контуров университета, созданием таких кампусов, где будет проходить и учеба, и отдых, и т. д. Но самое главное, что мы все таки постарались улучшить само качество образования. В чем был смысл? Конечно, важно, где учится студент. Но еще важнее, кто его учит. Поэтому мы старались собрать там наиболее сильных профессоров, старались сделать так, чтобы возникла так называемая образовательная мобильность, чтобы лекции приезжали читать из других высших учебных заведений и из-за границы тоже. И вот здесь в целом, я считаю, кое-что удалось. Это неплохой пример. Сейчас мы его развиваем. Помимо этих федеральных университетов, создаются национальные исследовательские университеты, которые, прежде всего, направлены на инновации, на то, чтобы создавать новые технологии, изобретения, делать открытия. И на это предусмотрены деньги в нашем бюджете».

О законе о малых предприятиях при вузах

«Уже осенью начнется создание такого рода специальных предприятий при вузах. Для этого теперь есть вся нормативная база. Я полагаю, что, в общем, туда может быть трудоустроено до 30 тысяч новых выпускников, т. е. тех, кто оканчивает высшие учебные заведения. Может быть, не сразу. Но, самое главное, у этих предприятий должны появиться возможности для того, чтобы зарабатывать деньги. При этом человек не выбывает из самого учебного заведения. Он может продолжить свою научную карьеру».

Об особенностях преподавания и развития истории как науки

Д.А. Медведев отметил, что «далеко не все новые учебники истории, которые были созданы, оказались равного качества. Просто писали их разные люди, с разными возможностями, разными, извините, способностями и разными представлениями. Это плохо, потому что в голове у школьников в результате этого возникла каша. Я считаю, что мы должны в этом вопросе навести порядок. Для этого решения, в общем-то, приняты меры. Сейчас такого рода учебники проходят экспертную оценку, причем это не экспертиза одного ученого, пусть даже самого выдающегося, а экспертиза крупных научных центров, таких, как Академия наук. И только после этого такой учебник или учебное пособие может быть рекомендовано для использования в школе. Ну, а то, что в школе можно использовать разные учебники, я считаю, в конечном счете, это неплохо. Но это и создает особую ответственность для преподавателя истории за то, какой учебник он выберет и рекомендует для изучения нашим маленьким гражданам, нашим детям».