Каким быть учителю XXI века?
16 января 2010 г. состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме «Как учить учителей?».
Первое заседание Общественного совета Минобрнауки России в 2010 г. было посвящено вопросам, напрямую связанным с проведением Года учителя в России. Как по-новому учить учителя? Как привлечь молодежь в школу, где сейчас трудится лишь 8-12% педагогов до 30 лет? Какой должна быть переподготовка учителей? Вопросы повестки дня заседания совета актуальны еще и потому, что принимаются новые стандарты обучения, реализовывать которые — задача современного учителя.
Перед членами Общественного совета выступил ректор Московского городского психолого педагогического университета, академик РАО В. Рубцов. Он обозначил портрет нового учителя: «Новый учитель должен системно и на высоком уровне владеть принципиально новыми, чем это есть сейчас, компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей. Он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития, должен знать и понимать психологию развития детей, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения».
По мнению В. Рубцова, учитель должен быть не только сильным предметником, но и обладать навыками психолого педагогической работы. На суд членов Общественного совета он вынес ряд предложений: создать на базе вузов — разработчиков стандартов крупные базовые центры, обучающие учителей; обеспечить разработку основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и интернатуры по направлениям педагогической подготовки; начать работу по модернизации системы повышения квалификации педагогов в рамках принимаемых стандартов обучения.
Присутствующие члены Общественного совета и приглашенные участники заседания сформулировали свое видение проблемы и предложили пути ее разрешения. Директор Института всеобщей истории РАН А. Чубарьян отметил, что качество школьного образования упало, потому что педагогические вузы не дают достойного образования. По этой причине он полагает целесообразным отказаться от системы педвузов и «ввести педагогические факультеты на базе классических университетов».
Президент образовательного холдинга «Наследник», член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за ходом реформирования системы образования Л. Духанина отметила, что нынешние учителя не умеют работать в диалоге, не владеют навыками социального проектирования, не обладают достаточным общекультурным уровнем. По ее мнению, «в педагогике должен существовать некий ценз на работу в качестве учителя». Также она считает необходимым пройти переподготовку учителям, которые в следующем году начнут работать по новым стандартам.
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов предложил заглянуть на несколько лет вперед. «Учитель уже не источник информации, а ее агрегатор, он пытается научить ребенка учиться самостоятельно. Это другая профессия. Какую новую профессию через 15 лет мы будем называть профессией учителя?» Ответ на этот вопрос должен стать основой сегодняшних преобразований в образовании. Задача этих изменений — интеграция в XXI в. Поэтому, по его мнению, необходимо обратить внимание, прежде всего, на информационные технологии, дистанционное обучение и аудит педагогических учреждений.
Ведущая программы «В круге света» радиостанции «Эхо Москвы» С. Сорокина говорила о проблеме образования учителей на конкретном примере подготовки учителей для преподавания курса по основам религиозных культур и светской этики.
Ректор ГУ-ВШЭ Я. Кузьминов предложил создать педагогические магистратуры в классических университетах, которые будут обучать как студентов, так и действующих учителей. Также он обратил внимание участников заседания на очень низкий уровень обновления педагогических кадров в системе школьного образования, особенно в последние годы, когда существенно вырос уровень заработной платы учителей в большинстве регионов. «Уровень обновления кадров в школьном образовании в 2,5 раза ниже, чем требуется для нормального функционирования системы, не говоря об усиленном притоке молодых кадров в школу с учетом огромных изменений, произошедших в обществе», — отметил он.
Участвовавший в работе Общественного совета министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко подчеркнул, что любые изменения можно проводить только по итогам общественного обсуждения и имея четкое представление о проблемах и путях их решения. Примером такого обсуждения стали «новые требования к аттестации учителей, которые активно обсуждались и были согласованы профсоюзами. Причем указано, каким квалификационным требованиям должен соответствовать учитель». По мнению министра, если учитель не удовлетворяет этим требованиям, он не имеет права работать в школе. Но обязательно каждому учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию, овладевать современными технологиями и методиками обучения.
По оценке председателя Общественного совета В. Лошака, вопросы о том, каким должен быть учитель завтрашнего дня и где его подготовить, весьма сложны и многогранны. Вместе с тем состоявшееся обсуждение показало, что система подготовки учителей должна быть усовершенствована, а в школу должны приходить педагоги, имеющие очень высокую, современную подготовку.
По результатам дискуссии членами Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ будут выработаны рекомендации данному Министерству.