Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Университетское образование как объект историко-социологического анализа. Часть 1

S. Kostyukevich
УДК 378:1
 

S.V. Kostyukevich, Cand. Sc. (Sociology), Leading researcher at National Academy of Sciences of Republic of Belarus, e-mail: svkostus@yahoo.com

 

The article, based on historical studies, analyzes the medieval university as a new organizational form that unites the ancient liberal school and the medieval craft guild. It is shown, on the basis of sociological analysis, which social processes were launched by the ancient liberal school as a product of the ancient Greek aristocratic culture, and which by the medieval university as a new organizational form that unites an ancient liberal school and a medieval craft guild. In particular, the ancient liberal school launched, first, a social stratification by level of education and, second, an intellectualization of society, and the medieval university launched the process of democratization of education as well as a social mobility. The institutional mission of the following educational institutions is substantiated within the framework of historical and sociological analysis: the ancient liberal school, the medieval university and modern universities using liberal, research and service models.

Keywords: the ancient liberal school as a product of the ancient Greek aristocratic culture, the medieval university as a union of the ancient liberal school and the medieval craft guild, the institutional mission of the liberal, research and service models of university education

 

 

Ссылки

1. История университета в Европе: в 4 томах. Издательство Кембриджского университета, 1992–2011.

2. Университет как феномен средневековой культуры. Вестник высшей школы . 1991. № 7. С. 97–106.

3. Философия: реферативный журнал. Серия 3. М.: ИНИОН РАН, 1997. С. 135–139. ( Хэмлин, Д. В. Концепция университета. Философия . Кембридж, Нью-Йорк, 1996. Т. 71. № 276. С. 205–218.)

4.       Костюкевич, С. В. Либеральная и исследовательская модели университетского образования как институциональная основа интеллектуализации общества и сохранения фундаментальной ценности умственного труда (часть 1) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 3. С. 14–27. DOI: 10.20339/AM.03-24.014

5. Что высшее образование неправильное. Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. Стр. 4–9.

6.       Костюкевич, С. В. Социологический анализ интеллектуализации белорусского общества // Вестник БГУ. Социология . 2024. № 4. С. 88–99.

7.       Костюкевич, С.В. Современное университетское образование: эклектичный хаос и конфликт ценностей. Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. Стр. 16–29. DOI: 10.20339/AM.05-23.016.

8.       Елютин, В.П. Университеты. Москва: БФЭ, 3-е изд., 1977. Т. 27. С. 40–51.

9.       Йегер, В. Пайдейя. Образование древнегреческого языка. Т. 1. / пер. с нем. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. 393 с.

10.     Йегер, В. Пайдейя. Образование древних греков: (Век великих педагогов и образовательных систем). Т. 2. / пер. с нем. М. Н. Ботвинника. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина , 1997. 334 с.

11. Йегер, В. Раннее христианство и греческая пайдейя / пер. с нем. и вступ. О. В. Алиевой. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2018. 216 с.

12. Марру, Х.-И. История образования в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. 428 с.

13.     Вебер, М. Избранные произведения / пер. с нем., сост., ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

14.     Сессиди Ф. Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии . 1996. № 2. С. 137–145.

15. Расцвет древних цивилизаций. Греция. Документальный сериал. 1-я серия. Производство Германия, 2014–2016. 

16.     Ильзетраут, Адо. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. с фр. Е. Ф. Шичалиной. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2002. 475 с.

17. История Европы. О европейской инициативе Фредерика Делуша. Коллектив из 12 европейских историков. Минск: Вышэйшая школа; М.: Просвещение, 1996. — (Перевод по изд.: Histoire de l'Europe. — Hachette, 1992).

18.     Перепелкин, Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: «Летний сад» — журнал «Нева», 2000. 560 с.

19.     Галтунг, Й. О роли интеллектуалов — упражнение в самокритике. Высшее образование в Европе . 1976. Выпуск 1. № 6. С. 25–30.

20.     Сидорова Н. А. Основные проблемы истории университетов в средние века в освещении современной буржуазной историографии. В кн.: Средние века: Сборник. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Вып. 23, раздел 4. С. 229–238.

21.     Суворов Н.С. Средневековые университеты. 2-е изд. М.: Либроком, 2012. 256 с.

22.     Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.

23.     Захаров И.В., Ляхович Е.С. Джон Ньюмен и его модель идеального университета. Alma mater . 1993. № 1. С. 36–45.