Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Роль образования и педагогической науки в модернизации российского общества

 

В Институте теории и истории педагогики РАО 24.10.2011 г. состоялась Международная научно-теоретическая конференция «Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества». Участники конференции приняли следующее Обращение:
Педагогическая наука способна выполнять важную роль в социокультурной модернизации российского общества, если у представителей науки и государства есть движение навстречу друг другу. Только при таких условиях педагогическая наука будет способствовать развитию современного образования как устойчивой социальной системы.
Выявление и анализ новых социокультурных возможностей и рисков, не устраняемых традиционно существующими методами и рекомендациями в сфере образования и педагогической науки, становится тем требованием, которое социум больше уже не может не учитывать. Образование становится проектно создаваемой действительностью, формирующим социокультурным пространством, способным опережающе формировать готовность личности жить и действовать в прогностически предполагаемых социокультурных условиях, в которых через определённое время придётся жить и работать.
В этой связи участники конференции констатируют, что на современном этапе развития педагогической науки важно:
осмыслить социокультурные особенности образования и педагогические архетипы для разработки условий модернизации образования на новом цивилизационном рубеже;
разработать современные механизмы взаимодействия науки и практики в условиях неравномерности происходящих процессов; в одних условиях наука опережает практику, создавая для последней содержательную основу продуктивной деятельности, в других — практика опережает науку, выдвигая перед ней новые общественно значимые запросы;
предложить различные модели и сценарии инновационного развития системы образования, базирующиеся на исторически сложившихся педагогических представлениях и основанных на понимании образования как проектно создаваемой действительности, с одной стороны, учитывающей условия социокультурного пространства, а с другой — изменяющей его;
уточнить цели и задачи образования, направленные на формирование конкурентоспособной личности в глобализирующемся мире в условиях экономики, основанной на знаниях.
Участники конференции убеждены в необходимости дальнейшей системной интеграции российского образования в мировую культуру при бережном сохранении и творческом приумножении накопленных российским образованием традиций, достижений, проблемных поисков, конструктивной теоретической критики, продуктивного междисциплинарного диалога, педагогических открытий, приоритетов и социокультурных инноваций.