Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Статья

Министерство образования и науки РФ приказом от 24 февраля 2021 г. № 118 утвердило новую номенклатуру научных специальностей, впервые включив в нее «Когнитивные науки».

В начале XX в. когнитивная наука формировалась под влиянием математики, логики и теории науки. Она интересовалась не идеальными нормами, а мышлением конкретного человека, изучала смыслообразование в процессе его деятельности. К концу уже XX в. эта наука становится междисциплинарной. Как выражаются специалисты, «сложите вместе логику, лингвистику, психологию и компьютерную науку — и вы получите когнитивную науку». (Stenning K. Methodical semantism considered as a history of progress in cognitive science // The making of cognitive science: Essays in honor of George Miller. W. Hirst (ed.). Camridge (Massachusets), 1988. Р. 210.) Дж. Лакофф подчеркивал, что только общими усилиями психологии, лингвистики, антропологии, философии, компьютерологии (computer science) можно ответить на вопросы о природе разума, об осмыслении опыта, об организации концептуальных систем. (Lakoff G. Categories: An esse in cognitive linguistics // Linguistics in the morning calm: Selected papers from the SJCOL 1981. Seoul, 1982.)

Когнитивные науки в образовании — это прежде всего антропоцентризм, критическое мышление, герменевтика в ее теоретическом смысле, которая анализирует выбор методов и средств, реализующих обучение через понимание (рефлексию). При выстраивании отношений «субъект-субъект» между педагогом и учащимся акцент в обучении делается на осмыслении и овладении знаниями, что приводит к порождению на их базе у обучающихся новых знаний, идей, методов и способов деятельности. Именно «смысловой» вид деятельности принимается когнитивными науками в качестве конечного результата обучения.

Открывая новую рубрику в журнале, мы планируем раскрыть специфику когнитивных наук в образовании, опираясь на систематические экспериментальные исследования процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творчества.