Современное состояние тьюторской системы обучения в университетах Англии
Рассмотрена тьюторская система обучения в университетах Англии как наиболее эффективная форма индивидуализированного обучения. Главной целью тьюторской системы является обеспечение всех возможностей для успешного развития и обучения студентов посредством высококвалифицированных тьюторов — связующего звена между вузом и обучающимися.
Ключевые слова: тьюторская система обучения, сравнительный анализ, индивидуализация образовательного процесса, личностно ориентированный подход.
В настоящее время важной задачей педагогики является осмысление и анализ опыта систем образования ведущих зарубежных стран, накопивших многовековой педагогический опыт, с целью оценить и использовать его наиболее успешные и эффективные разработки в отечественной педагогике.
В свете вышесказанного полностью оправданным становится обращение к тьюторской системе обучения, присущей английской традиционной системе образования, которая складывалась и реализовывалась на протяжении длительного времени и доказала свою эффективность в процессе взаимодействия с различными национальными педагогическими системами.
В рамках рассматриваемой проблемы представляется необходимым проведение анализа «Руководства к работе университетских тьюторов»[1] различных вузов Англии в связи с тем, что это руководство полностью раскрывает сущность, структуру, схему функционирования и актуальные проблемы тьюторской системы обучения.
Сравнительному анализу подвергаются «Руководства к работе тьюторов», представленные следующими вузами Англии: университет Ройхемпрон в Лондоне, университет Оксфорд Брукс, колледж Хомертон в Кембридже, университет Букингемшир Чилтернс, университет Ньюкасла, университет Портсмута, университет Ридинга.
Выбор вышеперечисленных пособий для тьюторов и соответственно учебных заведений, в которых они приняты и утверждены, обусловлен территориальным расположением вузов: они удалены друг от друга и охватывают практически всю территорию Англии. Следовательно, результаты анализа позволят сделать адекватные выводы о функционировании тьюторской системы Англии в целом. Также представляется целесообразным рассмотреть руководства к работе тьюторов, представленные в колледжах университетов Оксфорда и Кембриджа в связи с тем, что в этих вузах исторически сформировался, получил развитие и дальнейшее распространение феномен тьюторства [2].
Ответственная фигура
С целью получить целостное представление о тьюторской системе обучения рассмотрим в первую очередь позицию, которую тьютор занимает в университете.
Так, в университете Ридинга тьютор является членом преподавательского состава вуза. Тьютор прикрепляется к каждому студенту и выполняет ряд обязанностей: регулярно встречаться со студентом с целью развития личностных и академических достижений последнего, помогать в адаптации к новым условиям при поступлении и в правильном распределении времени пребывания в университете, давать советы и поддерживать в процессе обучения, помогать преодолевать личностные или академические трудности, если они могут повлиять на результат обучения, предоставлять рекомендации в дальнейшем академическом или профессиональном выборе [8. С. 3].
В данном случае целесообразно предположить, что деятельность тьютора обладает в большей степени индивидуальной и личностной направленностью, чем учебной [8. С. 1]. Подобное понимание применимо и к работе тьюторов университетов Ройхемптон Лондона [6. С. 3] и Оксфорд Брукс [5].
Тьюторам университета РойхемптонЛондона, помимо перечисленных обязанностей, поручено также следить за тем, чтобы студенты осознавали то, как их будут оценивать и где можно получить академическую поддержку, понимали схему функционирования обратной связи и как пользоваться ею эффективно, сдавали установленное количество определенных зачетов и экзаменов, необходимых для успешного обучения, понимали процедуру смягчения складывающихся обстоятельств, имели понятие о том, как полученные на втором и третьем курсе обучения оценки повлияют на их квалификационную степень [6. С. 3].
В университете Ньюкасла тьюторы должны руководствоваться следующими целями: давать студентам советы по академическим и неакадемическим вопросам, являться источником помощи и сочувствия [3], узнать своих студентов по средствам непосредственного общения, в т.ч. слушания и чтения их записей, получения информации от других студентов или педагогического состава, а также представлять интересы своих студентов в отношении университета или внешних организаций. В обязанности тьюторов и контакты с родителями, большинство из которых охотно участвуют в данной программе.
Тьюторы должны всегда регистрировать официальные встречи со студентами, что является важным источником сведений об их академическом прогрессе. Консультации с тьюторами должны быть всегда (в учебное время) доступны для студентов, особенно в начале каждого семестра и в конце учебного года. Рекомендуется установить специальное время (не реже одного раза в неделю) для тьюторских собраний или установить альтернативную систему, позволяющую студентам определять приемлемое время для встреч, которые носят конфиденциальный характер [4].
Таким образом, следует отметить, что в университете Ньюкасла роль тьютора имеет характер поддержки и опеки.
С другой стороны, в университете Портсмута деятельность тьютора имеет неотъемлемо академическую направленность. Это может быть подтверждено сводом обязанностей, включающим непосредственный процесс обучения, руководство процессом учения студентов, усовершенствование учебного плана, управление образованием и административными делами, участие в общественных движениях и учреждениях (членство в комитете и т.д.), участие в процедурах аттестации, агитация студентов на поступление в учебное заведение, работа с персоналом, деятельность, направленная на увеличение дохода заведения, продолжение профессионального развития и представление учреждения в соответствующих внешних организациях, собраниях и советах. Тьюторам, занятым в работе со студентами заочной формы обучения, вменяется работа над структурой курсов и установлением времени их проведения таким образом, чтобы они были удобны для посещения данной категорией студентов [9. С. 1].
Пропорция времени, которое тьютор должен посвятить какому-либо из вышеперечисленных видов деятельности, определяется деканом соответствующего факультета по договоренности с тьютором. При этом обязательно принимаются во внимание его индивидуальность, потребности, а также особенности образовательного учреждения [4]. Однако также прописано, что должна иметь место справедливость в распределении обязанностей и в предоставлении равных возможностей для всего коллектива в развитии профессиональных навыков [Там же].
Кроме того, определено, что оптимальное количество рабочего времени в неделю составляет 37 аудиторных часов, некоторые из которых могут быть отработаны в вечернее время или в выходные дни. По возможности в составлении рабочей нагрузки особое внимание должно уделяться индивидуальным особенностям и личным обстоятельствам тьютора [9. С. 2].
Должностные обязанности
Можно констатировать, что индивидуальная и личностная направленность проявляется не только по отношению к студентам, но и к самим тьюторам. Об этом свидетельствуют следующие факторы, прописанные в руководствах к работе тьютора, которые должны быть приняты во внимание при распределении обязанностей:
¨ педагогический опыт;
¨ количество студентов, которым будет предоставляться тьюторское сопровождение;
¨ размеры учебных групп со специфическими потребностями в методах взаимодействия и групповой работы (например, семинары); специфика учебного предмета;
¨ применяемые методы обучения;
¨ объем учебного плана, который должен быть выдан с учетом усовершенствования и внедрения нового (для тьютора);
¨ инновационные курсы;
¨ определенная ступень курса и установленное в учреждении планирование, особенно в отношении курсов, имеющих определенные профессиональные требования.
Рабочая нагрузка и расписание составляются так, чтобы тьюторы:
¨ не работали более трех часов подряд, выполняя только формальные учебные обязанности;
¨ не проводили занятия после 18 часов более чем два раза в неделю;
¨ не были заняты с раннего утра (до 10 часов) и до позднего вечера (после 18 часов);
¨ или чтобы за занятиями, проводимыми поздно вечером, следовали бы учебные занятия рано утром следующего дня [9. С. 3] [5].
В колледжах университетов Кембриджа, Оксфорда, Портсмута, помимо университетских тьюторов, выделяют и старших университетских тьюторов (SeniorTutors). Их роли и обязанности в некоторой степени отличны, т.к. к частным функциям добавляются еще и общие, более широкие функции. Старшие тьюторы несут ответственность за ежедневное управление процессом обучения не отдельных студентов, как обычные тьюторы, а за управление целыми курсами, организацию различного рода и масштаба собраний, решение личных вопросов вверенного им персонала и студентов, решение финансовых и общеуниверситетских проблем [3. С. 4].
В университетах Ридинга и Букингемшира данные обязанности вверяются заместителю декана (Sub-Dean) и ведущему тьютору (LeadAcademicTutor) соответственно [8. С. 5; 2. С. 3].
Квалификация тьюторов
В каждом университете существуют также разграничения в плане квалификации тьюторов, которая непосредственно влияет на выполняемые различные виды работ, обязанности и оплату труда. Так, в руководстве Университета Портсмута подробно прописана процедура повышения квалификации тьюторов и приобретения ими более высокого статуса, что непосредственно ведет к изменениям размера заработной платы [9].
Особое место в должностных обязанностях тьютора отводится самообразованию, самосовершенствованию и повышению квалификации. В соответствии с седьмым разделом Акта реформы образования 1988 г., каждый университетский тьютор, ответственный за выполнение определенной педагогической деятельности, классифицируемой как высшее образование, должен обладать определенной квалификационной категорией или разрядом, которые отражены в системе разрядов университетских тьюторов (TheUniversityTutorGrade) [7][6].
Тьютор может быть переведен из одной квалификационной категории в другую, выполнив определенные переводные требования. Помимо различного рода документации, для перевода требуется выполнение определенной работы, объем которой определяется минимум 50% от объема работ тьютора желаемой категории. Качество выполняемой работы оценивается в соответствии с седьмым разделом Акта реформы образования 1988 г. и третьим пунктом Соглашения [1]. Определяется, что учреждение не должно препятствовать карьерному продвижению активных и заинтересованных в своем развитии и повышении квалификации тьюторов, а, наоборот, должно активно поощрять данную инициативу [7].
Можно заключить, что повышению квалификации университетских тьюторов и их профессиональному развитию уделяется большое внимание как вузами, так и соответствующим законодательством Англии. Тьюторы, педагогический коллектив и администрация университета несут ответственность за повышение качества предоставляемого высшего образования и увеличение его доступности для всех слоев населения посредством усиления качества предоставляемых услуг, внесения изменений в образовательный процесс, методов и способов обучения, что является непосредственным показателем качества функционирования сферы.
Структура системы
Представляется целесообразным рассмотреть структуру тьюторской системы, неотъемлемой частью которой является тьютор, с целью определения и анализа функционирования главных составляющих ее единиц.
Таковыми в университете Ридинга являются: факультетские директоры по учебной работе (FacultyDirectorsofTeachingandLearning), заместители деканов (Sub-Deans), главы направлений (HeadsofSchool), директоры направлений по учебной работе (SchoolDirectorsofTeachingandLearning), представители студентов с ограниченными возможностями (SchoolDisabilityRepresentatives), представители канцелярии (SchoolOffices), директоры общежитий (WardensofHallsofResidence). Все вышеперечисленные представители тьюторской системы непосредственно контактируют с университетскими тьюторами и старшими тьюторами различных квалификаций [8. С. 3].
Директоры общежитий, ответственные за студентов, проживающих в кампусах, в случае возникновения у студентов каких-то проблем или затруднительных ситуаций в связи с проживанием, его оплатой и др. могут обратиться к прикрепленным к ним тьюторам. Процедура может иметь и обратную направленность, когда инициатива исходит от студента или тьютора.
Представители канцелярии предоставляют тьюторам информацию об их студентах в плане посещаемости, болезней, пропусков, задолженностей и др., сообщают о результатах обучения в университет, на что тьютор обязан оперативно отреагировать, приняв соответствующие меры.
Члены организаций, представляющие интересы студентов с ограниченными возможностями, как и тьюторы студентов с любыми формами дисфункций, несут ответственность за то, чтобы потребности последних (например, специфическая организация экзаменов и др.) были удовлетворены.
Директоры направлений по учебной работе регистрируют уровень знаний студентов, выносят им предупреждения на уровне направления за недостаточно ответственное отношение к работе и неудовлетворительные результаты, уведомляют тьюторов о складывающейся ситуации. Главы направлений тесно взаимодействуют с директорами направлений по академическим вопросам. Также их обязанностью является назначение тьюторов.
Заместители деканов распределяют студентов, одобряют изменения в программе, дают советы студентам, предоставляя информацию для дальнейшего выбора.
Факультетские директоры по учебной работе выносят студентам предупреждения на уровне факультета за недостаточно ответственное отношение к работе и неудовлетворительные результаты, представляют отчеты в коллегию вуза по учебным делам (UniversityBoardforTeachingandLearning).
Рассмотрев обязанности основных действующих лиц тьюторской системы, можно прийти к выводу о том, что их главной целью является обеспечение всех возможностей для успешного обучения и учения студентов. Однако представляется, что для целостного понимания структуры тьюторской системы недостаточно определить только ее участников и их функции, необходимо также проанализировать процесс и результат тьюторского сопровождения.
Процесс и результат
В настоящей статье под процессом понимаются непосредственно встречи тьюторов и их подтьюторных. Под результатом понимается итог данных встреч, зафиксированный в личной и учебной документации студентов (PersonalandAcademicRecords).
Необходимо отметить, что тьюторская система основана на тьюторских собраниях, определенных расписанием. В большинстве случаев встречи тьюторов и их студентов проходят индивидуально, минимум три раза в год. Для студентов первого года обучения первая встреча проводится на первой неделе обучения. В дальнейшем встречи организуются по мере необходимости, часто совпадая или предшествуя ключевым событиям учебного года — таким, как выбор учебных программ (модулей) или сдача экзаменов. Встречи имеют четкую структуру и регистрируются, как уже упомянуто, в личной и учебной документации[7]. Подобные встречи проводятся вне установленного расписания, будучи к нему дополнением [8. С. 3].
Анализируя личную и учебную документацию, можно заключить, что она представляет собой пакет документов, разрабатываемый в процессе сотрудничества тьютора и студента в рамках программы регистрации результатов работы студентов и их достижений.
Перечень и форма данных документов очень разнообразны. Каждое учреждение и факультет разрабатывают собственную модель с учетом потребностей студентов, особенностей факультета и требований администрации университета. Представляется, что, имея цель поддержать успехи студентов, стимулировать их к дальнейшему развитию и упростить административную схему, документация является важной частью рефлексии студентов и средством продолжения процесса личностного и академического развития в большей степени, чем отражением результатов учебной деятельности.
В перечень документации входят:
¨ введение, разъясняющее цель данной документации и включающее другую полезную информацию о системе проведения тьюторских занятий;
¨ расписание, включая обозначенные тьюторские занятия;
¨ информация о личности студента;
¨ повестка дня каждого индивидуального тьюторского занятия;
¨ развернутое или краткое описание каждого занятия с указанием рассматриваемых проблем за подписью как тьютора, так и студента;
¨ информация об учебных оценках студентов с комментариями ведущих лекторов, преподавателей и др.;
¨ различные данные с самооценкой студентами собственных умений и навыков;
¨ информация о возможном выборе профессии и трудоустройстве.
Следует отметить, что ведение подобной документации обладает множеством преимуществ, гарантируя студентам получение соответствующей тьюторской поддержки, а тьюторам — эффективное использование времени, отведенного на тьюторские занятия, и обеспечивая ценный источник информации для написания отзывов. Она обеспечивает документальное подтверждение качества и степени тьюторской поддержки для внутреннего и внешнего аудита и позволяет лучше отслеживать прогресс студентов.
Заключение
Проанализировав современное состояние тьюторской системы университетского образования в Англии, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время данная система, основываясь на тьюторских занятиях, которые строго регламентируются и обладают документальным отражением, имеет сложную, но четкую структуру.
Главной целью тьюторской системы является обеспечение всех возможностей для успешного развития и обучения студентов посредством высококвалифицированных тьюторов, являющихся связующим звеном между вузом и обучаемыми. Деятельность тьюторов имеет как индивидуализированную, личностно ориентированную, так и академическую направленность. Обладая всеми этими характеристиками, тьюторская система обучения подтверждает свою эффективность, а также необходимость внимательного рассмотрения с целью восприятия ее положительного опыта отечественным высшим профессиональным образованием.
Литература
1. Act Education Reform 1988. — [URL]: http://www.educationengland.org.uk/
2. Buckinghamshire Chilterns University College / The School of Continuing Professional Education: Academic Tutor Initiative / Tutor’s Handbook, 2004-2005. — [URL]: http://www.bcuc.ac.uk/
3. Homerton College Cambridge: Tutorial Handbook, 2010-2011. — [URL]: http://www.cam.ac.uk/
4. Newcastle University: Tutors’ Handbook, 2008. — [URL]: http://www.ncl.ac.uk/
5. Oxford Brookes University: Supporting Students Handbook, September 2005. — [URL]: http://www.brookes.ac.uk/
6. Roehampton University London: Personal Tutor Handbook: Third Edition. — [URL]: http://www.roehampton.ac.uk/
7. Schedule 7. The Higher Education Corporations. Preliminary. — [URL]: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/40/
8. The University of Reading: Tutors’ Handbook, October 2004. — [URL]: http://www.rdg.ac.uk/UnivRead/vr/PTutor/tutor.html
9. University of Portsmouth: University Tutor Handbook: First Edition, February 2003. — [URL]: http://www..ac.uk/
[1] UniversityTutorHandbook.
[2] Все рассматриваемые пособия обладают практически идентичной структурой, включающей содержание, отражающее пункты, которые подробнее рассматриваются в основной части, собственно основную часть и в некоторых случаях приложение. В пособиях отображены основные вопросы структуры и функционирования тьюторской системы в рамках вуза, роли и обязанности тьюторов, способы взаимодействия между студентами и университетом посредством тьюторов, виды помощи студентам, правовые аспекты тьюторства, а также некоторые опциональные данные о статусе, структуре и персонале вуза, рекомендации для студентов, виды предлагаемых университетом услуг и сноски на Интернет-сайты, где как студенты, так и тьюторы могут получить помощь в решении различных формальных и личных проблем.
[3] Не переходя, однако, установленные границы.
[4] Определение специфических обязанностей тьютора достигается ежегодно во время консультации между деканом факультета и тьютором и связано с процедурами, проводимыми отделом кадров.
[5] Обязанности, которые мешают выполнению работы и вредят тьютору, студентам и учреждению, должны избегаться путем хорошего управления, осуществляемого совместно деканами факультетов (Head of Departments), лекторами (Subject Lecturers), тьюторами курса (Course Tutors) и их коллегами по оптимизации видов деятельности, соответствующих стандартам всех прописанных аспектов роли тьютора, и посредством которых тьюторы профессионально распределяют собственное время для выполнения индивидуальных и общих целей.
[6] Так, можно констатировать, что существуют семь квалификационных категорий университетских тьюторов и десять категорий старших тьюторов, каждая из которых предполагает изменения в функциях и обязанностях.
[7] Система предполагает, что студенты должны проявлять инициативу в проведении тьюторских встреч для обсуждения различных проблем и возникающих вопросов.