Для цитирования: Соловьёв В.П., Перескокова Т.А. Внедрение идеологии качества в системе профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №11. С. 38-47. DOI: 10.20339/AM.11-22.038
УДК 378-044.3:005.6
https://doi.org/10.20339/AM.11-22.038
В.П. Соловьев,
канд. техн. наук, проф.
НИТУ МИСИС
e-mail: solovjev@mail.ru
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доц.
Старооскольский филиал
Российского геологоразведочного университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе
Рассматривается проблема использования принципов системы менеджмента качества для создания в образовательных организациях среды, воспитывающей специалистов новой современной экономики. Предложено сориентировать учебно-воспитательный процесс в вузе на формирование у студентов ключевой компетентности — «приверженность качеству». В образовательных организациях должна господствовать идеология качества, которой должны быть «пропитаны» все сотрудники и преподаватели. Представлена модель осуществления образовательного процесса, в котором затраченные ресурсы дадут наибольший результат в виде достижения заданных требований и целей с точки зрения удовлетворения ожиданий потребителей.
Ключевые слова: качество, принципы менеджмента качества, идеология качества, образование, образовательный процесс, качество образования, качество продукции.
Литература
1. Скляревская В.А., Скляревский А.Ю. Философия качества Э. Деминга и возможности ее применения в системе высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 59–64. DOI: 10.20339/AM.08-20.059
2. Скляревский А.Ю. Новые парадигмы управления персоналом в концепции Э. Деминга как фактор повышения качества высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 1. С. 52–57. DOI: 10.20339/AM.01-22.052
3. Скляревский А.Ю. Некоторые принципы повышения качества образовательной деятельности в вузах: фрагменты философии качества Э. Деминга // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 5. С. 61–67. DOI: 10.20339/AM.05-22.061
4. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект. 2012. 160 с.
5. Жук И.Н. Управление: словарь-справочник. М.: АНКИЛ, 2008. 1023 с.
6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ВНИИС, 2015.
7. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. М.: ЭСПО, 2006. 538 с.
8. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/tdd.htm Теория доктора Деминга.
9. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. ВНИИС. М., 2015. 39 с.
10. Нив Генри Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 370 с.
11. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Качество — визитная карточка нашего времени. М.: Университетская книга, 2016. 151 с.
12. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Принципы менеджмента качества в системе профессионального образования России // Экономика в промышленности. 2021. Т. 14. № 3. С. 326–338.
13. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Ориентация на потребителя как принцип высшего образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 4. С. 2–8.
14. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Ключевые компетентности выпускников организаций профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 6. С. 68–76. DOI: 10.20339/AM.06-22.068
15. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: цели, задачи, процессы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 9–15. DOI: 10.20339/AM.08-21.009
16. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. Качество и жизнь. М., 2015. С. 37–45.