к. и. н., профессор
кафедры «Дизайн и сценография»,
проректор по международному и творческому развитию
Академия дизайна и технологии «Сымбат», г. Алматы
Рассмотрены особенности социально-мировоззренческих основ культуры и искусства стран Востока, различных обрядовых и магических практик, определивших специфическое восприятие цвета и его смысловую символику народами этих стран.
Ключевые слова: синтез культур, символика цвета, семантический код, гармония земная, символ рая.
1. Базыма Б.А. Цвет и психика — Харьков: ХГАК, 2001.
2. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре — М.: МарТ, 2006.
3. Cеливанова Т .Цвет времени — М.: Полигон, 2003.
4. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры — М.: Полигон, 2001.
5. Васильцов К. Цвет в культуре народов Средней Азии // Центральная Азия. Традиция в условиях перемен. — СПб.: Наука, 2007.
6. Карабаев У. Наследие Нажмиддина Кубро и его теория «латоиф» — Ташкент: Мехнат, 1991.
7. Гюль Э. Цвет в архитектуре Тимуридов // SAN’AT. — 2010. — № 3.
8. Ettinghausen R., Grabar O. The Art and Architecture of Islam, 650—1250 — Yale University Press, Pelican History of Art, 1987.
9. Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда / Живопись древнего Пянджикента. — М.: Наука, 1954.
10. Хаджи Курбанова Муссы. Статьи Мазхабы. Принцип единства в исламском искусстве и зодчестве — [Электронный ресурс] Общественная мусульманская организация «Ахл-ал-Бэйт», г. Москва. — Режим доступа: http://www.ahlibeyt.ru/index
11. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. — М.: Наука, 1978.