О.А. Корнилова,
канд. пед. наук, доцент
Кафедра клинической психологии и педагогики с курсом ПО
Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
https://orcid.org/0000-0001-5273-5429
e-mail: kornilovaoa@yandex.ru
В условиях глобализации и интернационализации образования в России реализуется проект по повышению привлекательности российского образования за рубежом. В статье рассматривается проблема установления контакта между преподавателем и иностранными студентами в контексте культурных, психологических и языковых различий. Автор анализирует барьеры общения, связанные с культурными различиями, психологической адаптацией иностранных студентов, языковым барьером, различиями в образовательных системах, страхом отказа или непонимания, и предлагает приемы для установления контакта. Среди них — использование имени студента, техника терпеливого слушания, предоставление предварительной информации, применение принципа «равный — равному», психотехнические упражнения «снежный ком» и «ледокол», а также техника small talk. Цель исследования — описать опыт применения этих приемов в межкультурной образовательной среде. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям, работающим с иностранными студентами, для повышения эффективности коммуникации и обеспечения качественного образования. Статья подчеркивает важность учета культурных особенностей и применения гибких подходов в межкультурной образовательной среде.
Ключевые слова: интернализация образования, иностранные студенты, межкультурная коммуникация, межкультурная образовательная среда, установление контакта с иностранными студентами, барьеры общения, межкультурные компетенции
Литература
- Курс на экспорт образования: в КрасГМУ обучаются свыше 500 иностранных студентов // Министерство здравоохранения Красноярского края. 2024. URL: https://kraszdrav.ru/news/12715 (дата обращения: 10.04.2025).
- Корнилова О.А., Белых И.Н., Штарк Е.В. Барьеры общения, возникающие во взаимодействии преподавателя с иностранными студентами // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 5. С. 52–59. DOI: 10.20339/AM.05-24.052
- Pho H., Schartner A. Social contact patterns of international students and their impact on academic adaptation // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2019. No. 42 (6). Pp. 489–502. https://doi.org/10.1080/01434632.2019.1707214
- Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2025. 257 с. URL: https://urait.ru/bcode/560078 (дата обращения: 31.03.2025).
- Латыпова Э.Р., Даниленко С.А., Пухов И.С., Квиринг М.Д. Особенности межкультурной коммуникации и ее аспекты в социально-педагогической деятельности // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2А. С. 14–21.
- Erwin J.C. 10 Ways Teachers Can Create a Positive Learning Environment // Teacher Created Materials. 2023. URL: https://freespiritpublishingblog.com/2016/11/29/ten-ways-teachers-can-cr... (дата обращения: 05.06.2024).
- Фионова Л.Р. Этика делового общения. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. 112 с.
- Кузнецова А.А. Мирзоева В.М., Скаковский В.Ю. Процесс установления коммуникативных отношений между иностранными студентами на языке-посреднике // Вестник тверского государственного университета. Серия: Филология. 2021. № 3 (70). С. 213–218. DOI: 10.26456/vtfilol/2021.3.213
- Чу Ш. Из опыта обучения китайских бакалавров средствам установления контакта // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 2021. № 32. С. 86–90.
- Антонова Ю.А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2. С. 161–171.