Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Методологические вопросы обработки результатов педагогических экспериментов

Е.В. Борисова, Н.А. Баранчук
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.3-18.044

 

Е.В. Борисова,
д-р пед. наук, доц.
Военная академия РВСН имени Петра Великого
 
Н.А. Баранчук,
д-р пед. наук, старший преподаватель
Военная академия РВСН имени Петра Великого,
д-р пед. наук, профессор
Московский университет имени С.Ю . Витте

e-mail: nikolai_baranchu@mail.ru

 

 

Рассмотрены проблемы адекватного выбора и применения статистических методов в педагогических исследованиях. Приведены основные понятия теории измерений и статистической обработки результатов педагогических экспериментов. Показаны роль и место статистических методов. Отмечено своеобразие образовательных результатов в формате компетенций. Отражены организационно-инструментальные вопросы, решающиеся на стадии планирования педагогического эксперимента. Показаны шаги по определению шкал (типов) измеряемых данных и видов переменных. Приведен пример сравнительного использования параметрического и непараметрического критерия по данным формирующего эксперимента.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, статистические критерии, шкалы измерений.

 

Литература

1. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. — М., 1977.

2. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.

3. Голубева Г.Ф. Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2017.  — № 4. — С. 37–39. DOI: 10.20339/AM.04-17.037.

4. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М., 1964.

5. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). — М., 2004.

6. Новиков В.Н., Баранчук Н.А. Совершенствование подготовки офицерских кадров к организации морально-психологического обеспечения на основе компетентностного подхода // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2017. — № 11. — С. 37–41. DOI: 10.20339/AM.11-17.037.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000.

8. Орлов А.И. Прикладная статистика. — М., 2004.

9. Комаров Д.М., Орлов А.И. Роль методологических исследований в разработке методоориентированных экспертных систем (на примере оптимизационных и статистических методов) // Вопросы применения экспертных систем. — Минск, 1988. — С. 151–160.

10. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. — Ростов н/Д., 2009. — С. 97–98.