Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Традиции и инновации в профориентационной работе вузов железнодорожного профиля

О.Ю. Брюхова, Т.В. Дуран, Н.Н. Старцева
80,00 ₽

УДК 378:656.2+373-053

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.074    

 

О.Ю. Брюхова,

старший преподаватель

кафедры «Управление персоналом и социология»

Уральский государственный университет путей сообщения;

соискатель кафедры теории и социологии управления

Уральский институт управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ

e-mail: brukhova-olga@yandex.ru

Т.В. Дуран,

канд. социол. наук, доцент

кафедра «Управление персоналом и социология»

Уральский государственный университет путей сообщения

e-mail: tatyanaduran1978@gmail.com

Н.Н. Старцева,

канд. социол. наук, доцент

кафедра «Управление персоналом и социология»

Уральский государственный университет путей сообщения

e-mail: NStarceva@usurt.ru

 

Системная профориентационная работа, организуемая высшим учебным заведением, является необходимым условием привлечения высокомотивированных абитуриентов, осознанно сделавших свой профессиональный выбор. Необходимость повышения узнаваемости транспортных образовательных организаций среди российских абитуриентов, формирования механизмов отбора талантов, внедрения цифровых инструментов продвижения образовательных продуктов, улучшения качества целевой подготовки актуализирует потребность вывода профориентационной работы на новый уровень развития, сохранив при этом лучшие традиции и используя потенциал инновационных решений. Цель исследования — оценить современное состояние профориентационной работы вузов железнодорожного профиля со школьниками и абитуриентами и определить возможные пути ее совершенствования. Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие вопросы сущности и содержания профориентационной работы университетов. Методологическим базисом выступает системно-деятельностный подход. В качестве методов теоретического исследования используются общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), в целях сбора эмпирической информации — традиционный и контент-анализ документов. Проведенное исследование позволило выявить традиционные и инновационные формы и методы профориентации, а также основные факторы, определяющие характер и специфику реализуемых вузами железнодорожного профиля профориентационных программ. Авторы приходят к выводу о том, что осуществляемая в университетах путей сообщения профориентационная работа отражает основные положения Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Так, наряду с традиционными, реализуются инновационные форматы профориентационных мероприятий, но сохраняются резервы для использования «новых медиа», нетворкинга, технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, геймификации в процессе профориентации.

Ключевые слова: железнодорожная отрасль, инновации, контент-анализ, молодежь, отраслевой вуз, профессиональная ориентация, профориентационная работа, ранняя

Литература

  1. Фортунатов В.В., Бесчасная А.А., Зиновьев А.О., Платова Е.Э., Фирсов А.Г. Воспитание специалистов транспортной отрасли: из опыта старейшего транспортного вуза России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 9. С. 112-120. DOI: 10.20339/AM.09-21.112
  2. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 255-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376695/f1fde0efd1f97f732163eb4ac2facf1d3562007f/ (дата обращения: 12.09.2022).
  3. Андреева А.А., Мангер Т.Э. Инновационные профориентационные активности, используемые в непрерывном образовании: из опыта работы// Поволжский педагогический поиск. 2020. № 4 (34). С. 60-66. DOI:10.33065/2307-1052-2020-4-34-60-66
  4. Геворкян Е.Н., Мыскин С.В. Социальные технологии в организации профориентационной работы городского вуза // Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 3. С. 123–135. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.15
  5. Золотова Л.В., Конюченко О.Н. Роль профориентационной работы вуза в профессиональном самоопределении школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 128–131. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0030
  6. Klimov A.Y., Zhigalik M.A., Titova E.V. Development of a career guidance system in Russia: topical problems // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. P. 627-634. DOI: 10.15405/epsbs.2020.08.02.82
  7. Панина С.В. Из опыта профориентационной практики федеральных университетов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 1 (57). С. 68–72. DOI: 10.24158/spp.2019.1.12
  8. Прохоров А.В. Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 14. № 3 (107). С. 1317. DOI: 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17
  9. Луценко Н.О., Андрюшина Е.В. Профессиональная ориентация как инструмент адаптации в условиях цифровой революции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 195–198. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p195-198
  10. Soboleva E.V., Suvorova T.N., Zenkina S.V., Bocharov M.I. Professional self-determination support for students in the digital educational space // European Journal of Contemporary Education, 2020. V. 9. No. 3. P. 603–620. DOI: 10.13187/ejced.2020.3.603
  11. Šapale S., Iliško Dz., Badjanova J. Sustainable career guidance during the pandemic: building pathways into a «New Normal» // Discourse and communication for sustainable education, 2021. V. 12. No. 1. P. 140–150. DOI: 10.2478/dcse-2021-0010
  12. Гаранин М.А. Транспортное образование в мире // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 61–71. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10309
  13. Гаранин М.А. Тренды в развитии транспортного образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т. 1. № 3. С. 157–164. DOI: 10.46684/2687-1033.2020.3.157-164
  14. Брюхова О.Ю., Костина Н.Б. Организация профориентационной работы транспортного вуза на довузовском уровне: опыт социологического исследования // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 155–168. DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-155-168
  15. Raevsky N.V., Kozhin D. N., Raevskaya P.E. Lifehacks for Career Guidance within the Boundaries of Zabaikalkskaya Railway // World of transport and transportation. 2019. V. 17. Iss. 3. P. 246–257. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-246-257
  16. Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9 (89). С. 30–36. DOI: 10.24158/spp.2021.9.3
  17. 2020 Marketing and recruitment practices for undergraduate students report. Cedar Rapids, IA: Ruffalo Noel Levitz. 2020. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED611708.pdf (accessed on: 12.09.2022).