Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Информационные технологии на службе трансформации медицинского образования, медицинской науки и телемедицины Приложение. Проект бизнес-акселератора «Лаборатория медицинских проектов»

С.И. Богданов, Т.Я. Ткаченко, А.А. Шестакова, Е.Н. Богданова
80,00 ₽

УДК 378::61-042.4:004

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.058   

 

С.И. Богданов,

д-р мед., доцент

кафедра психиатрии, психотерапии и наркологии

Уральский государственный медицинский университет

Минздрава России (УГМУ)

e-mail: bogdanov-nrc@yandex.ru

Т.Я. Ткаченко,

канд. техн. наук,

Управление цифровой трансформации образования

Уральский государственный медицинский университет

Минздрава России (УГМУ)

e-mail: ocotusma@mail.ru

А.А. Шестакова,

руководитель отдела

Управления цифровой трансформации образования

Уральский государственный медицинский университет

Минздрава России (УГМУ)

e-mail: ocotusma@mail.ru

Е.Н. Богданова,

старший преподаватель

кафедра истории, экономики и правоведения

Уральский государственный медицинский университет

Минздрава России (УГМУ)

e-mail: history@usma.ru

 

Особую роль в стратегическом обновлении современного медицинского вуза играет цифровая трансформация. Речь идет не только о переоснащении IT-ресурсов в медицинском образовании, но и о своеобразной перезагрузке потенциала медицинского работника, апгрейде его профессионального капитала, об осовременивании корпоративной культуры, социализации, коммуникации, оптимизации всех его внутренних процессов. Целью исследования является обобщение опыта организации и создания комплекса взаимосвязанных мероприятий (на теоретическом и практическом уровнях), предназначенных для вовлечения и обучения студентов навыкам использования эффективных информационных технологий с целью успешного освоения учебной программы в условиях цифровой трансформации медицинского образования. Методологическую основу данного исследования составили системно-деятельностный, компетентностный, информационный, индивидуально дифференцированный подходы. Основу материалов исследования составили итоги деятельности студентов и преподавателей Уральского государственного медицинского университета. Использованы данные о динамике числа вовлечения студентов, их докладов по теме направления, расширения круга тематики исследований, числа публикаций студентов, лекций и мастер-классов членов экспертного совета и привлеченных специалистов медицинской IT-сферы. В целом за четыре года в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) создана команда преподавателей-экспертов, заинтересованных в активном развитии данного направления в университете. Удалось привлечь к работе большое число студентов как из УГМУ, так и из других университетов России и ближнего зарубежья. Исследование выявило эффективность проводимой в Уральском государственном университете работы по направлению «Информационные технологии на службе цифровой трансформации медицинского образования, медицинской науки и телемедицины». Выявлены основные проблемы и противоречия в развитии цифровой грамотности и заинтересованности студентов и преподавателей медицинского вуза, определены направления ее совершенствования.

Ключевые слова: Информационные технологии, медицинское образование, медицинская наука, телемедицина, студенты

Литература

 

1. Автоматизация процессов, цифровые и информационные технологии в управлении и клинической практике лечебного учреждения: научные труды / под ред. О.Э. Карпова. М.: Деловой экспресс, 2016. 388 с.

2. Днепровская Н.В. Комлева Н.В. Открытые образовательные ресурсы. 3-е изд. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. 139 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/79713.html

3. Аликулова К.А. Оценка эффективности инновационной деятельности в здравоохранении // Научные исследования XXI века. 2020. № 2 (4). С. 276–279.

4. Заигралова, С.В. Особенности инновационной политики в сфере здравоохранения в РФ // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 1. С. 449–456.

5. Mitrofanova E.A., Simonova M.V., Tarasenko V.V. Potential of the education system in Russia in training staff for the digital economy // Advances in intelligent systems and computing (см. в книгах). 2020. Р. 463–472. DOI: 10.1007/978-3-030-11367-4_46

6. Теребенина И.Д., Богданов С.И. Телемедицина как объект новых возможностей, положительные и отрицательные стороны // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы V Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию УГМУ и 100-летию медицинского образования на Урале. [Электронный ресурс], Екатеринбург, 9–10 апреля 2020 г. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2020. Т. 1. С. 960–964.

7. Короткова Е.А., Башинджагян М.А., Филонов И.А., Богданова Е.Н. Правовые аспекты регулирования закона о телемедицине: российский и американский опыт // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию УГМУ и 100-летию медицинского образования на Урале. [Электронный ресурс], Екатеринбург, 9–10 апреля 2020 г. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2020. Том 1. С. 907–911.

8. Богданов С.И. Дистанционное обучение врачей в рамках непрерывного медицинского образования по вопросам наркологии – непростой путь от теории к практике // Вестник уральской медицинской академической науки. 2018. Т. 15. № 1. С. 124–131.

9. Дудин М.Н., Кононова Е.В. Управление высшим образованием в условиях больших вызовов и угроз, вызванных пандемией коронавируса Covid-19 // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 2. С. 133–145. DOI: 10.33051/2500-2325-2020-2-133-145

10. Результаты работы УГМУ в контуре программы «Приоритет 2030» и новые задачи. URL: https://usma.ru/news/rezultaty-raboty-ugmu-v-konture-programmy-prioritet...

11. Атай Айгуль. Зарубежный опыт и особенности процессов обучения и развития персонала в медицинских учреждениях // Молодой ученый. 2021. № 34 (376). С. 42–45. URL: https://moluch.ru/archive/376/83753/ (дата обращения: 07.07.2022).

12. Бабин Е.Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 6. С. 44–54. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.057

13. Шандора Н.А. Цифровизация системы здравоохранения: опыт и перспективы // Наука и инновации. 2020. № 2 (204). С. 38–43.

14. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030” (с изменениями и дополнениями)». URL: https://base.garant.ru/400793960/

15. Власова О.В. К вопросу о результатах модернизации в здравоохранении РФ // Региональный вестник. 2020. № 2 (41). С. 81–83.

16. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Academia, 2017. 48 c.

17. Волков Е.А., Гилев М.В., Кутепов С.М., Волокотина Е.А., Маркина С.Э. Методы компьютерного моделирования при планировании операции травматологического профиля // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию УГМУ и 100-летию медицинского образования на Урале. [Электронный ресурс], Екатеринбург, 9–10 апреля 2020 г. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2020. Т. 1. С. 950–953.

18. Каева Ю.И., Шилко К.В., Фалчари Р.А. Использование симуляционных технологий в качестве инновационного подхода к обучению интубации трахеи // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной году науки и технологий. [Электронный ресурс], Екатеринбург, 8–9 апреля 2021 г. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2021. Т. 3. С. 500–503.

19. Колбанов В.В. Здоровье, медицина, здравоохранение: научные тенденции XXI столетия // Школа Науки. 2020. № 1 (26). С. 11–14.

20. Программа «Приоритет 2030». URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/