Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Quesionnarie “Professional Path Planning” as A Tool of Scientic and Applied Researches

М.В. Прохорова, А.В. Савичева

УДК 159.9+37.04

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.038    

 

М.В. Прохорова,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии управления факультета социальных наук,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

e-mail: personalgerente@mail.ru

А.В. Савичева,

аспирант 3 курса обучения

по направлению подготовки «Психологические науки»,

направленность «Психология труда, инженерная психология, эргономика»

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

e-mail: sav9497@yandex.ru

 

В статье представлена опросная методика «Планирование профессионального пути», предназначенная для оценки профессионального плана оптанта. Проективная методика может применяться как при проведении научных исследований, направленных на разработку актуальной профессиональной периодизации, так и в ситуации профессионального консультирования. Методика позволяет решать спектр прикладных задач: выявлять предполагаемую продолжительность профессионального пути оптанта; прогнозировать ключевые события профессионального пути, отражающие карьерные ориентации оптанта; определять представления оптанта о приобретаемых компетенциях; диагностировать смыслообразующие мотивы на каждом из этапов профессионального пути. Апробация методики осуществлялась на выборке из числа студентов вуза (n1 = 123) и учеников старших классов образовательных школ (n2 = 84). При разработке методики авторы опирались на системную периодизацию Б.Н. Рыжова, теорию поколений У. Штраусса и Н. Хоув; идеи о психологических механизмах выбора профессии В.Е. Орла, синергетический подход к изучению профессионального самоопределения В.А. Толочека; проективный подход и биографический метод А.А. Кроника. Авторы раскрывают форму проведения и структуру методики, прилагают бланк с инструкциями, ориентировочные ключи для обработки ответов респондентов. В описании приведены вопросы, наиболее часто возникающие у оптантов при прохождении методики, и даются варианты ответов на них, а также приводится пример качественного анализа профессионального плана оптанта.

Ключевые слова: опросная методика, оптант, профессиональный путь, профессиональная периодизация, профессиональный план, профессиональное становление, компетенции, мотивация труда.

Литература

  1. Жалагина Т.А., Короткина Е.Д. Психологические ресурсы и их использование в решении социальных проблем российского общества // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 6–28.
  2. Прохорова М.В. Основная методологическая проблема в исследованиях темпоральных характеристик мотивации труда // Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада. Всерос. науч.-практ. конф.: сборник статей / под общей ред. проф. Л.Н. Захаровой, доц. М.В. Прохоровой. Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 155–161.
  3. Выготский Л.С. Детская психология. Т. 4.: соб. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. 432 с.
  4. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5 (1). С. 5–24.
  5. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития человека // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2017. С. 139–141.
  6. Орёл В.Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками: уч. пос. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1990. 84 с.
  7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. СПб.: Питер, 2006. 351 с.
  8. Lilienfeld S.O., Wood J.M., Garb H.N. The scientific status of projective techniques // Psychological science in the public interest. 2000. Vol. 1 (2). Р. 27–66.
  9. Kronik A.A. How young are you? Understanding psychological age, time, causometry to create meaningful, harmonious, productive lives. Washington, DC: New Academia Publishing, 2018. 146 p.
  10. Прохорова М.В., Пономарева Л.Н. Проективная методика «Рисунок идеальной работы» как инструмент оценки профессиональных планов оптанта // Психология и Психотехника. 2016. № 11. С. 960–964.
  11. Avanesyan H. The formation of scientific and applied predictors for skill of assessment and application of projective techniques // Actual problems of psychological knowledge. 2021. Vol. 3 (56). P. 9–17
  12. Strauss W. Generations: the history of America’s future, 1584 to 2069. NY: Quill William Morrow, 1991. 554 p.
  13. Толочек В.А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Ч. 1 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 1 (33). С. 13–24.
  14. Маслоу А.А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2013. 352 с.
  15. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. 194 с.
  16. Hirschi A., von Allmen N., Burmeister A., Zacher H. Action regulation at the work–family interface: Nomological network and work–family consequences // Journal of Business and Psychology. 2021. P. 1–19.