https://doi.org/10.20339/AM.12-16.011
Е.Ю. Игнатьева,
д. педагог. н., доц., проф. кафедры педагогики
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
e-mail: iey1@yandex.ru
Представлены авторские размышления о целесообразности использования понятий «линейность» и «нелинейность» в педагогике. Определен общий смысл этих понятий в математике и физике: линейные и нелинейные системы, явления, среды. Выявлена значимость единства линейности и нелинейности, стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости в понимании таких философских категорий, как развитие и движение. Сделан вывод об общенаучном характере понятий линейности и нелинейности. Обоснована априорная нелинейность образовательного процесса как уникального процесса создания личностью собственного образа мира и себя в нем. Обоснована адекватность и целесообразность использования понятия «нелинейность» в современной дидактике. Этот термин позволяет обозначить сущностные отличия основных характеристик современного образовательного процесса вуза в условиях информационной образовательной среды.
Ключевые слова: образовательный процесс, нелинейная модель обучения, междисциплинарный анализ, дидактический анализ, информационная образовательная среда, характеристики нелинейного процесса обучения.
Литература
1. Акулова О.В. Изменение образовательного процесса в информационном пространстве // Инновации. — 2003. — № 7. — С. 71–74.
2. Валицкая, А.П. Теория образования в контексте современности. – СПб., 2014.
3. [URL]: http://physiclib.ru/books/item/f00/s00/z0000018/index.shtml
4. Даутова О.Б. Модель учебно-познавательной деятельности школьника в условиях нелинейного процесса обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 103–109.
5. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов современного вуза: Aвтореф. дис. … д. пед. н. — В. Новгород, 2015.
6. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего. — М., 1997.
7. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания. — СПб., 2015.
8. [URL]: http://www.emissia.org/offline/2011/ 1515.htm
9. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. — 1991. — № 6. — С. 46–57.
10. Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: Концепция. — М., 2014.
11. Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999.
12. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). — М., 1997.