Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О нелинейности в образовании

Е.Ю. Игнатьева
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/AM.12-16.011

 

Е.Ю. Игнатьева,

д. педагог. н., доц., проф. кафедры педагогики

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

e-mail: iey1@yandex.ru

 

Представлены авторские размышления о целесообразности использования понятий «линейность» и «нелинейность» в педагогике. Определен общий смысл этих понятий в математике и физике: линейные и нелинейные системы, явления, среды. Выявлена значимость единства линейности и нелинейности, стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости в понимании таких философских категорий, как развитие и движение. Сделан вывод об общенаучном характере понятий линейности и нелинейности. Обоснована априорная нелинейность образовательного процесса как уникального процесса создания личностью собственного образа мира и себя в нем. Обоснована адекватность и целесообразность использования понятия «нелинейность» в современной дидактике. Этот термин позволяет обозначить сущностные отличия основных характеристик современного образовательного процесса вуза в условиях информационной образовательной среды.

Ключевые слова: образовательный процесс, нелинейная модель обучения, междисциплинарный анализ, дидактический анализ, информационная образовательная среда, характеристики нелинейного процесса обучения.

 

Литература

1. Акулова О.В. Изменение образовательного процесса в информационном пространстве // Инновации. — 2003. — № 7. — С. 71–74.

2. Валицкая, А.П. Теория образования в контексте современности. – СПб., 2014.

3. [URL]: http://physiclib.ru/books/item/f00/s00/z0000018/index.shtml

4. Даутова О.Б. Модель учебно-познавательной деятельности школьника в условиях нелинейного процесса обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 103–109.

5. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов современного вуза: Aвтореф. дис. … д. пед. н. — В. Новгород, 2015.

6. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего. — М., 1997.

7. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания. — СПб., 2015.

8. [URL]: http://www.emissia.org/offline/2011/ 1515.htm

9. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. — 1991. — № 6. — С. 46–57.

10. Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: Концепция. — М., 2014.

11. Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999.

12. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). — М., 1997.