О.В. Стенникова,
канд. мед. наук, доцент
кафедра госпитальной педиатрии,
зам. декана педиатрического факультета
Уральский государственный медицинский университет
Минздрава России, г. Екатеринбург
e-mail: gitaola@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-5034-4931
Г.В. Федотова,
канд. мед. наук, доцент
кафедры госпитальной педиатрии
Уральский государственный медицинский университет
Минздрава России, г. Екатеринбург
e-mail: tichcovagala@yandex.ru
https://orcid.org/0000-0001-7886-5491
И.В. Вахлова,
д-р. мед. наук, профессор,
заведующая кафедрой госпитальной педиатрии,
декан педиатрического факультета
Уральский государственный медицинский университет
Минздрава России, г. Екатеринбург
e-mail: vachlova-61@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-5274-4699
В настоящее время система высшего профессионального образования переживает период модернизации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки будущих врачей. Подчеркивается необходимость поиска новых эффективных способов обучения, которые сочетают в себе традиции и инновации. В приведенном исследовании обсуждаются вопросы организации и проведения учебной практики диагностического профиля на педиатрическом факультете на основе требований ФГОС ВО 3++ специальности 31.05.02 Педиатрия. Представлен анализ удовлетворенности студентов 3 курса по результатам практики. Подчеркивается важная роль включения цифровых технологий в образовательный процесс для эффективного освоения профессиональных компетенций обучающихся. Определены основные проблемы организации и проведения учебной практики диагностического профиля и разработаны мероприятия по совершенствованию практической подготовки.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, учебная практика, практика диагностического профиля, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, студенты педиатрического факультета.
Литература
- Давыдова Н.С., Богословская Л.В., Шестакова А.А. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности врача на производственной практике // Уральский медицинский журнал. 2015, декабрь. № 9 (132). С. 101–105.
2. Findyartini A., Syah N.A., Susilo A.P., Nurokhmanti H., Qomariyah N., Greviana N. Challenges and opportunities in cultivating medical students’ competencies: Participatory action research from a hierarchical cultural setting // Medical education online. 2023. No. 8. Р. 11–13.
3. Дмитриева Д.Д. Роль куратора в воспитательном процессе высших учебных заведений (на примере курского государственного медицинского университета) // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 5–8.
4. Кириенкова Е.А., Кириенкова Н.В., Тимофеева Е.В. Куратор в вузе: педагог и наставник // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 12. С. 61–63. DOI: 10.20339/AM.12-23.061
5. Симкова К.С., Харькова О.А. Коммуникативные навыки врачей: обзор литературы // Международный научный журнал инновационная наука. 2020. № 11. С. 178–180.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 31.05.02 Педиатрия, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 965.
7. Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 27.03.2017 г. № 306н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17.04.2017 г., рег. № 46397).
8. Амет-Уста З.Р., Вовк С.А. Современные образовательные технологии // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 6. С. 92–95.
9. Лапочкина Е.В., Стаковецкая О.К. Междисциплинарная интеграция и оптимизация процесса обучения в медицинском вузе // Вестник науки и образования. 2018. № 16 (52). Часть 2. С. 32–35.
10. Аминова Л.Я., Гафарова Ф.М., Ильясова З.З. Значение кураторства в воспитательном и образовательном процессе вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 66-69.
11. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 2. С. 77–88. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-12004
12. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Профессионально-личностные характеристики студентов выпускного курса медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110) Педагогические науки. DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017 ЭЛ № ФС 77 – 80772.
13. Гринько Е.Н., Омельченко А.С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1. С. 84–88. DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2019.1.84–88
14. Стенникова О.В. Вахлова И.В., Федотова Г.В. Практическая подготовка: формирование профессиональных компетенций выпускников- педиатров // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 77–84. DOI: 10.20339/AM.04-22.077
15. Шестак Н.В., Крутий И.А. Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача // Педагогика профессионального медицинского образования. 2019. № 2. С. 6–24
16. Сиденков М.К., Литвиненко В.В. Сиденкова А.П. Сравнительное исследование структуры профессиональной мотивации врачей и учебной мотивации студентов медицинского вуза // Уральский медицинский журнал. 2018, декабрь. № 12 (167). С. 93–98.