Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Professional Selection of Cadets of Higher Military Educational Institutions: Current Status and Optimization of Functioning

Т.А. Терешонок

Для цитирования: Терешонок Т.А. Профессиональный отбор курсантов высших военных учебных заведений: современное состояние и оптимизация функционирования //  Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №11. С. 33-37. DOI: 10.20339/AM.11-22.033  

УДК 378::355+316.35

https://doi.org/10.20339/AM.11-22.033             

 

Т.А. Терешонок,

Научно-исследовательский отдел (военно-гуманитарных исследований)

 Военный университет имени князя Александра Невского

Министерства обороны Российской Федерации

e-mail: tanyusha.tereshonok@gmail.com

 

В рамках настоящей статьи осуществлена первичная диагностика процесса профессионального отбора абитуриентов на поступление в высшие военные учебные заведения, основанная на анализе нормативной правовой базы, данных эмпирических исследований и имеющихся теоретических разработок, непосредственно связанных с изучаемой проблемой. Полученная информация предоставила всесторонние возможности для выявления проблемных вопросов и определения ключевых направлений по актуализации и совершенствованию профессионального отбора курсантов в высшие военные учебные заведения. Так, в области комплектования Вооруженных сил офицерскими кадрами, подготовленными в высших военных учебных заведениях, наблюдаются некоторые проблемы, выражающиеся, во-первых, в неполной осведомленности потенциальных абитуриентов о профессии офицера и специфике условий прохождения военной службы, во-вторых, в недостаточном сотрудничестве и взаимодействии высших военных учебных заведений с малыми военно-патриотическими организациями, в третьих, в отсутствии исследования ценностной мотивации абитуриентов. Решение данных проблем автор видит в увеличении кадетских классов, внедрении института наставничества потенциальных абитуриентов, всесторонней поддержке малых военно-патриотических обществ, а также в разработке продуманной методики ценностного отбора курсантов на этапе поступления в высшее военное учебное заведение.

Ключевые слова: курсант, военный вуз, профессиональный отбор, военнослужащий, военно-социальная среда, патриотизм, военно-патриотическое воспитание.

 

Литература

 

1. Микрюков Ю.В. Факторы, влияющие на нарушение процессов адаптации курсантов первого года обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 128–135.

2. Голубцов К.А. Проблемы военно-профессиональной ориентации и мотивации курсантов к обучению и дальнейшему прохождению службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2018 году // Военно-социологические исследования: сборник информационно-аналитических и методических статей. 2019. № 1 (63). С. 30–42.

3. Приказ Министра Обороны РФ от 7 апреля 2015 г. № 185 «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70903986/?ysclid=l7ypzk6mzj492519532 (дата обращения: 20.08.2022).

4. Терешонок Т.А. Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22. № 1. С. 8589. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-1-85-89

5. Стрелять и маршировать с седьмого класса: как устроены кадетские классы в московских школах // Мел. URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/8417965-cadet_class (дата обращения: 20.08.2022).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 18.08.2022).

7. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни / пер. с англ. А. Толмачева. Москва: РИПОЛ классик, 2019. 406 с.

8. Армия — авангард общества // Красная звезда. URL: http://redstar.ru/armiya-avangard-obshhestva/?ysclid=l59nm2w0zs952698439 (дата обращения: 06.09.2022).

9. Терешонок Т.А. Роль военно-патриотических организаций в современном российском обществе // Сборник информационно-аналитических материалов по гуманитарным аспектам военного строительства (отечественный и зарубежный опыт). 2020. № 4. С. 173–178.

10. Ядов В.А, Магут. В.С. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 c.

11. Васильченко О.В., Галин Д.А., Мазяева Е.А., Самыгин С.И. Динамика ценностных ориентаций курсантов военного вуза в контексте военной безопасности России: монография / под ред. П.С. Самыгина. М.: РУСАЙНС, 2016. 96 с.

12. Бондарук А.Ф. Динамика ценностных ориентаций курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2014. 245 с.

13. Щеголь А.И. Формирование ценностных ориентаций личности военнослужащего как целевая функция центра дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2016. 185 с.

14. Schwartz Sh.H. Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology, 1992. № 25. Р. 1–65