Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Bologna Deadlock... What’s Next?

Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева

Для цитирования:  Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Болонский тупик… Что дальше? //  Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №11. С. 10-21. DOI: 10.20339/AM.11-22.010

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.11-22.010        

  

Р.М. Петрунева,

д-р пед. наук, профессор,

зав. кафедрой истории, культуры и социологии

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: raisa.petrunyova@yandex.ru

В.Д. Васильева,

д-р пед. наук, доцент,

профессор кафедры истории, культуры и социологии

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

 

Один день, изменивший мир, поставил на повестку дня Российской Федерации вопросы, которые находились в имманентной форме и оттого привлекали к себе мало внимания общества. Однако сегодня решение этих вопросов определяет направление развития нашей огромной страны. Кроме вопросов глобальных — экономических и политических, — стране необходимо найти решение еще одной важной проблемы, которая определяет будущее России и ее геополитическую устойчивость. В статье поднимается вопрос о пути развития высшего образования в РФ. Сейчас самый подходящий момент освободиться от иллюзий и заблуждений, от негативного опыта и обратить внимание на богатый опыт Российской Федерации и Советского Союза в этой сфере.

В связи с этим авторы проанализировали некоторые острые проблемы российского образования на современном этапе, пользу и вред последних реформ и внедрения болонских нововведений, позитивные моменты советской системы подготовки специалистов. Показано, что многие проблемы подготовки специалистов носят системный характер и их решение находится не столько в сфере дидактики, сколько в сфере законотворчества.

Ключевые слова: Болонский процесс, ФГОС ВО, академические свободы, ЕГЭ, качество образования.

 

Литература

 

  1. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26–42. DOI: 10.22394/2078-838Х-2020-1-26-40
  2. Российский статистический ежегодник. 2021: стат. сб. / Росстат. М., 2021. 692 с.
  3. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/dfbe1cf7aa2e2acfd7b8e7ad37cdf71b759c539d/ (дата обращения: 10.07.2022).
  5. Кроленко О.Н. Обновление основных образовательных программ высшего образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014. № 1 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obnovlenie-osnovnyh-obrazovatelnyh-programm-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 15.07.2022)
  6. Сорокина Т.С. Болонский процесс и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-i-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.07.2022).
  7. Мельников С.Л., Карнеева О.А. К вопросу о профессиональной компетентности психологов образования // Вестник БГУ. 2012. № 1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnoy-kompetentnosti-psihologov-obrazovaniya (дата обращения: 10.07.2022).
  8. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Екатеринбург, 2011. 233 с.
  9. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Единый государственный экзамен и качество обучения в школе: последствия пандемии // Экономическое развитие России. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-gosudarstvennyy-ekzamen-i-kachestvo-obucheniya-v-shkole-posledstviya-pandemii (дата обращения: 12.07.2022).
  10. Россия улучшила свои показатели в международных исследованиях качества образования. URL: https://edu.gov.ru/press/3582/rossiya-uluchshila-svoi-pokazateli-v-mezhdunarodnyh-issledovaniyah-kachestva-obrazovaniya/ (дата обращения: 11.07.2022).
  11. Международные исследования качества образования. URL: https://rcokio.ru/mezhdunarodnye-issledovanija-kachestva-obrazovanija/ (дата обращения: 18.07.2022).
  12. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  13. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 65–70.
  14. Исторические документы. URL: https://fgosvo.ru/support/index/46 (дата обращения: 12.07.2022).
  15. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. №  . C. 103–109.
  16. Милованова Г.В., Куляшова Н.М., Шемякина Е.Ю. Об отношении студентов к самостоятельной работе в период пандемии // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otnoshenii-studentov-k-samostoyatelnoy-rabote-v-period-pandemii (дата обращения: 15.07.2022).
  17. Карнаух Н.В. Организация самостоятельной работы студентов один из аспектов методологической деятельности преподавателя высшей школы России XIX века // Вестник ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2008. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-odin-iz-aspektov-metodologicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly-rossii (дата обращения: 20.07.2022).
  18. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Способы повышения эффективности самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Современное педагогическое образование. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-effektivnosti-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 15.07.2022).
  19. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 47-55. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55
  20. Розина Н.М., Зуев В.М. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования: концепции и реалии // Финансы: теория и практика. 2015. № 3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-podushevoe-finansirovanie-vysshego-obrazovaniya-kontseptsii-i-realii (дата обращения: 12.07.2022).
  21. Содномова С.К. Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vnedreniya-normativno-podushevogo-finansirovaniya-na-primere-uchrezhdeniy-obrazovaniya (дата обращения: 05.07.2022).
  22. В вузах Следственного комитета прекратят прием студентов в магистратуру. URL: https://www.rbc.ru/society/01/07/2022/62bf51469a7947a85c23da07 (дата обращения: 08.07.2022).
  23. Давлет-Кильдеева Н.Г. А.Г. Небольсин — выдающийся российский деятель профессионального образования, гуманист благотворитель // Клио: журнал для ученых. 2012. № 8 (68). С. 123–124.
  24. Петрунева Р.М., Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л. Интернационализация образования: шагреневая кожа русского языка // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 139–148. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-139-148
  25. Понявина М.Б., Селезнев П.С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uvelichenie-kolichestva-inostrannyh-studentov-v-rossiyskih-vuzah-kak-element-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 18.07.2022).