Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Профориентационная работа в системе «школа — вуз — предприятие»: поиск новых вариантов социального партнерства

О.Ю. Брюхова, А.С. Никитина, Н.Н. Старцева
80,00 ₽

 

УДК  (378+37.09):334

https://doi.org/10.20339/AM.11-19.060      

 

О.Ю. Брюхова,

старший преподаватель

Уральский государственный университет путей сообщения

e-mail: brukhova-olga@ya.ru

А.С. Никитина,

канд. социол. наук, доц.

Уральского института управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ

e-mail: Alena.nikitina@ui.ranepa.ru

Н.Н. Старцева,

канд. социол. наук, доц.

Уральский государственный университет  путей сообщения

e-mail: NStarceva@usurt.ru

 

Исследуется проблема профессиональной ориентации учащейся молодежи. Определяются основные акторы, влияющие на профориентацию: родители, учителя и преподаватели, работодатели, специалисты центров занятости, чиновники. Особое внимание уделяется изучению системы «школа — вуз — предприятие», которая должна связывать систему образования с рынком труда. На основе результатов исследования делается вывод о том, что данные субъекты профориентации сегодня не имеют устойчивых взаимосвязей, действуют преимущественно в своих утилитарных целях, несвязанных с профессиональным определением молодого поколения. Авторы статьи считают, что проблема налаживания правильного взаимодействия между этими тремя субъектами (школа — вуз — предприятие) может быть эффективно обеспечена вузом как актором, обладающим большим культурным, социальным и экономическим капиталом. В заключение статьи приводятся практические рекомендации для различных структурных подразделений вуза, позволяющие повысить качество и эффективность профориентационной деятельности в работе с абитуриентами.

Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная ориентация, профориентационная деятельность, профориентационное мероприятие, социальное партнерство, школа.

 

Литература

  1. Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2016. № 9 (71). С. 13–16.
  2. Бондаренко Н.В., Лысова Т.С. Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей // Мониторинг экономики образования. 2016. № 1 (27). С. 1–7.
  3. Варшавская Е.Я. Кем работают высокообразованные россияне? URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0713/demoscope713.pdf
  4. Голенкова З.Т. Избранные труды. М., 2014.
  5. Долгих Е.А., Ефимова М.Р. Статистический анализ развития информационного общества в Российской Федерации // Вестник университета. 2018. № 9. С. 90–94.
  6. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. URL: file:///C:/Users/usr/Desktop/статьи/2019_inbul_133(1).pdf
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  8. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник. М., 2018.