Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Информационные системы рейтинговой оценки индивидуальной деятельности преподавателей высшей школы. Обзор литературы

В.А. Лазаренко, В.А. Липатов, Н.Б. Филинов, Т.А. Олейникова, Д.А. Северинов, А.Ю. Григорьян
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.11-16.102      

 

В.А. Лазаренко,

д. м. н., проф., ректор университета

В.А. Липатов,

д. м. н., проф.

Курский государственный медицинский университет

Н.Б. Филинов,

к. э. н., доц., декан факультета бизнеса и менеджмента

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Т.А. Олейникова,

к. фармацевт. н., доц., начальник Центра менеджмента качества

Д.А. Северинов,

студент

А.Ю. Григорьян,

к. м. н., доц.

Курский государственный медицинский университет

e-mail: drli@yandex.ru

 

Рассматриваются различные методики рейтингового контроля сотрудников и подразделений вуза. Систему ранжирования внедряют для оценки качества преподавания и объема работы отдельно взятого преподавателя или кафедры, а также с целью стимуляции продуктивной деятельности преподавателей применением материальных и нематериальных методов поощрения. Преподавательский рейтинг может стать интересным компонентом системы университетского менеджмента как объективный критерий оценки заслуг работника при заключении с ним «эффективного контракта». На сегодняшний день существует множество способов оценки индивидуальной деятельности педагога, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, однако универсальная система пока не разработана. Одной из ключевых проблем создания необходимой и удовлетворяющей всем требованиям системы рейтингового контроля является мультифакториальность показателей, предлагаемых для оценки.

Ключевые слова: рейтинг, преподаватель, кафедра, мониторинг, эффективность, система менеджмента качества.

 

Литература

  1. Абанкина И.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. — 2013. — Т. 7. — № 3. — C. 56–64.
  2. Анисимов А.П., Мельниченко Р.Г. Рейтинг преподавателей как основной показатель при аккредитации вуза // Право и образование. — 2011. — № 6. — С. 4–10.
  3. Архипова Е.Н.. Автоматизация рейтинговой оценки деятельности преподавателей // Университетское управление. — 2010. — № 5. — С. 51–62.
  4. Архипова Е.Н. Информационно-техническое сопровождение рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей // Территория новых возможностей. — 2010. — № 3. — С. 17–27.
  5. Атлас Е.Е., Ильющенков Б.Е. Применение методов системного анализа к оценке качества преподавания клинических дисциплин и выработке управленческого решения по их устранению // Известия Тульского государственного университета. — 2013. — № 2. — С. 3–8.
  6. Басалаева О.Г., Басалаев Ю.М., Садовой А.Н. Проблемы внедрения рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей // Университетское управление. — 2006. — № 2. — С. 65–68.
  7. Белова С.Н. Объективная оценка качества преподавания // Научные исследования в образовании. — 2007. — № 1. — С. 14–20.
  8. Бетурлакин В.В. Повышение качества высшего образования в контексте Болонской декларации / Социальное и общественно-политическое развитие России: история, теория, практика. — Саратов, 2004. — С. 82–87.
  9. Васильева Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление. — 2006. — № 2 (42). — С. 74–78.
  10. Васильева Е.Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды // Университетское управление. — 2008. — № 3. — С. 24–34.
  11. Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе. — СПб., 2007. — С. 54–63.
  12. Глионская декларация / Глионский коллоквиум, май 1998 г., Швейцария.
  13. Гмарь Д.В., Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Система электронного документооборота вуза / Новые информационные технологии и менеджмент качества. — Турция, 2010. — С. 64–66.
  14. Городенцева Т.А. Картина вузов в свете данных из структурированных и неструктурированных источников. — Москва, 2012. — С. 297–303.
  15. Гриненко С.В. Оценка эффективности деятельности вуза в современных условиях / Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права. — Таганрог, 2004. — С. 39.
  16. Зеленев И.А., Туманов С.В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей (опыт социологического исследования) // Высшее образование в России. — 2012. — № 11. — С. 99–105.
  17. Камалова Н.С., Евсикова Н.Ю., Лисицын В.И., Матвеев Н.Н. Возможность применения результатов модульно-рейтинговой системы мониторинга успеваемости студентов для оценки качества преподавания дисциплин в вузе // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2013. — № 5. — С. 433–436.
  18. Кораблин Ю.А. Социальная безопасность личности в трансформируемой России: социологический анализ. — М., 2004.
  19. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателя в вузе // Информатизация образования и науки. — 2009. — № 4. — С. 54–65.
  20. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Методика оценки корпоративной информационной среды вуза // Ведомости СПбГПУ. — 2009. — № 2. — С. 212–221.
  21. Кузнецова Л.Г., Худжина М.В. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных стандартов // Науковедение. — 2013. — № 1. — С. 14.
  22. Куликов Г.Г., Конев К.А., Суворова В.А., Старцев Г.В. Формирование показателей критериев для автоматизированного расчета и мониторинга рейтинга преподавателя в едином информационном пространстве кафедры // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. — 2010. — № 4 (39). — С. 175–184.
  23. Лашкина О.Н., Скуратов А.К. Информационная поддержка экспорта российского образования и международного партнерства России / Интернет и современное общество. — M., 2014. — С. 63–65.
  24. Липатов В.А. Инновации в медицинской науке и высшем образовании. — М., 2010.
  25. Марухина О.В., Берестнева О.Г., Боброва М.В. Оценка качества деятельности преподавателя вуза на основе методов многомерного анализа данных / Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2. — С. 180–185.
  26. Научный проект 3.2.3/4389 Разработка информационной системы планирования и отчетности работы преподавателей на основе рейтинговой системы. — Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
  27. Никулина И.Е., Римская О.Н. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг // Университетское управление. — 2006. — № 6 (46). — С. 46–52.
  28. [URL]: http://innomagazine.ru/issues/1-2015-4/innova1-2015(4)
  29. Рабинович М.И., Степанов Ю.С. О проблемах получения рейтинговых оценок деятельности преподавателей, кафедр и факультетов во внутривузовской системе управления качеством образования // Университетское управление. — 2006. — № 6 (46). — С. 53–57.
  30. Разработка системы обеспечения качества образования на экономическом факультете АмГУ // Вестник Амурского государственного университета. — 2008. — Вып. 43. — С. 141–145.
  31. Рыбкин С.А. Управление стилями преподавания, методология оценки и пути использования результатов // Экономика образования. — 2015. — № 1 (86). — С. 31–41.
  32. Тимошевский А.А., Кушнир Л.А., Путило В.М., Герасимов Д.В. Оценка качества преподавания токсикологии в учебном военном центре при Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова. — М., 2013. — С. 466–467.
  33. Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей как средство для разработки и коррекции программ повышения квалификации / Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование. — M., 2008. — С. 93–97.
  34. Шахгельдян К.И., Садон Е.В. Проблемы развития и внедрения системы тестирования в высшем учебном заведении // Открытое образование. — 2006. — № 2. — С. 28–40.
  35. Шестак В.П., Шестак Н.В. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 29–40.
  36. Klein, J.T. Research integration: A comparative knowledge base. In Case Studies in Interdisciplinary Research; SAGE Publications: Thousand Oaks, CA, USA, 2012; pp. 283–298.
  37. Schoolman, E.D., Guest, J.S., Bush, K.F., Bell, A.R. How interdisciplinary is sustainability research? Analyzing the structure of an emerging scientific field. Sustain. Sci. 2012, 7, pp. 67–80.
  38. Winberg, C. Teaching engineering / engineering teaching: Interdisciplinary collaboration and the construction of academic identities. Teach. High. Educ. 2008, 13, pp. 353–367.
  39. Yarime, M., Trencher, G., Mino, T., Scholz, R., Olsson, L., Ness, B., Frantzeskaki, N., Rotmans, J. Establishing sustainability science in higher education institutions: Towards an integration of academic development, institutionalization, and stakeholder collaborations. Sustain. Sci. 2012, 7, pp. 101–113.