Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Стратегия и методика преподавания специального курса «Социальные, психологические и философские проблемы профессиональной деятельности» специалистам в области IT-технологий в современном техническом университете

Л.В. Пятилетова
80,00 ₽
УДК 37.09:378::62
DOI 10.20339/AM.10-24.032
 

Л.В. Пятилетова,

канд. филос. наук, доцент

доцент кафедры УСЭС, ФиИ

Уральский государственный университет путей сообщения

е-mail: Lyuda.p73@yandex.ru

 

Статья посвящена стратегии и методам преподавания специального курса «Социальные, психологические и философские проблемы профессиональной деятельности», читаемого на базе УрГУПС магистрантам направления подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии». На примере темы занятий «Феномен выгорания в профессиональной деятельности IT-специалиста» рассмотрено применение сочетающего в себе ресурсы меж- и мультидициплинарности трансдисциплинарного подхода как наиболее эффективного в контексте формирования обозначенных в Стандарте высшего образования универсальных компетенций (УК-1, 2, 3, 4, 5, 6), общим результатом чего видится не только утоление гуманитарного голода и дефицита социально-гуманитарных навыков специалистов в области IT-технологий, но и опыт попыток ответа на связанные с антропологией профессии экзистенциальные вопросы, которые в конечном итоге касаются специфики профессионального становления (самореализации) и самоактуализации в аспекте поиска экологичного баланса личного и профессионального в жизни «современного работника» — труженика «новой индустриальной эпохи» с ее новыми (постиндустриальными) вызовами, в том числе связанными с пока еще недостаточно точно дифференцируемым и неоправданно растиражированным в (само)диагностике феноменом профессионального выгорания.

Ключевые слова: методика, трансдисциплинарный подход, междисциплинарный подход, профессиональная деятельность, программист, выгорание, IT-технологии, самореализация, информационные системы и технологии

Литература

  1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 917 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/090402_М_3_17062021.pdf (дата обращения: 17.06.2024).
  2. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров. М., 1999. 43 с.
  3. Nash, D.C. The anthropology of work // Anthropology of work Newsletter. 1981. No. 2. P. 1.14–1.15.
  4. Солодова Е.А., Ефимов П.П. Трансдисциплинарность — современная педагогическая технология интеграции знаний // Интеграция образования. 2014. № 2. С. 20–23.
  5. Пятилетова Л.В. Методы преподавания философии в современном техническом вузе: «вызовы» и «ответы» в парадигме компетентностного подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 26–29. DOI: 10.20339/AM.06-21.026
  6. Пятилетова Л.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалиста в сфере туризма: образовательная траектория преподавания учебной дисциплины «Человек и его потребности» // Современное образование. 2020. № 2. С. 1–11. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.2.33211. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33211
  7. Образцов П.И., Комолов Д.В., Пимонов Р.В. Междисциплинарный подход как основа разработки моделей процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. С. 168–174.
  8. Spradley, J.P. The Ethnographic Interview. New York: Holt, Rinehart and Winston. 1979. 217 p.
  9. Ловинк Г. В плену платформы. Как нам вернуть себе интернет. М., 2024. 232 с.
  10. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М., 2006. 648 с.
  11. Маркс К. Капитал. М., 2021. 960 с.
  12. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. Ростов н/Д, 2004. 416 с.
  13. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. 415 с.
  14. Юнг К.Г. Психика: структура и динамика. М., 2005. 416 с.
  15. Роджерс Карл Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2016. 258 с.
  16. Юнг К.Г. Тавистокские лекции. М., 2020. 268 с.
  17. Маслоу А. Психология бытия. М., 2022. 275 с.
  18. Малесик Дж. Я всё! Почему мы выгораем на работе и как это изменить. М., 2024. 320 c.
  19. Сувалко А.С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. М., 2013. 48 с.