Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образование как несущая структура общества знания

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
80,00 ₽

УДК 37:1

https://doi.org/10.20339/AM.10-22.030           

 

Н.Н. Губанов,

д-р филос. наук, доц., профессор

кафедры философии

 Московский государственный технический

университет им. Н.Э. Баумана;

профессор департамента гуманитарных наук

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

e-mail: gubanovnn@mail.ru

Н.И. Губанов,

д-р филос. наук, профессор,

заведующий кафедрой философии и истории

Тюменский государственный медицинский университет

e-mail: gubanov48@mail.ru

 

Анализируется роль системы образования в воспроизводстве интеллектуальной жизни современного общества, стремящегося, по мнению некоторых ученых, к состоянию, обозначаемому ими как «общество знания». Указывается, что среди различных интерпретаций этого концепта авторам ближе всего его понимание в качестве социального идеала, т.к. говорить о сколько-нибудь заметном, а тем более окончательном переходе к принципиально новому типу социальной реальности пока рано. Также выдвигается еще одна трактовка: общество знания как социальный аттрактор — возможное и желательное новое квазиустойчивое состояние общества, основанного на систематическом производстве рационального знания в ходе широко проводимых теоретических (направленных на поиск пропозициональной истинности) и морально-практических (направленных на поиск нормативной правильности) дискуссий. Моделируемый аттрактор позволит избежать катастрофических сценариев развития цивилизации, связанных с неготовностью человеческого разума совладать с растущим инструментальным могуществом и другими вызовами истории. Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена беспрецедентным ускорением эволюционных процессов в XXI в., отмечаемым многими исследователями универсальной истории (мегаистории). Излагается оригинальная процедурная концепция рационального знания, базовым компонентом которой является широко понимаемый принцип достаточного основания, служащий универсальным механизмом накопления культурного капитала. Отмечается, что вводимый принцип не является каким-либо законом логики, а представлен пятиступенчатой схемой формирования и отбора знаний и может быть обоснован трансцендентально-прагматическим способом, предложенным К.-О. Апелем и Ю. Хабермасом. Для изучения функций образования привлекается фундаментальная теория интеллектуальных сетей Р. Коллинза, включающая теорию интерактивных ритуалов, социальную концепцию творчества, модель динамики пространства интеллектуального внимания.

Ключевые слова: общество знания, образование, процедурная концепция рациональности, широко понимаемый принцип достаточного основания, интеллектуалы, интерактивный ритуал, интеллектуальные сети.

Литература

1. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М.: Когито-Центр, 2009. 96 с.

2.Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper Business, 1993. 232 p.

3. Бурганова Л.А. Общество знаний как социальный конструкт // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 190–195.

4. Ricaurte P. Pedagogies for the open knowledge society // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. V. 13. P. 32. DOI:10.1186/s41239-016-0033-y

5. Zhao Yu, Llorente A.M.P., Gómez M.C.S. Digital competence in higher education research: A systematic literature review // Computers & Education. 2021. Vol. 168. P. 104212. DOI: 10.1016/j.compedu.2021.104212

6. Chai S., Zhu G. The relationship between group adoption of Knowledge Building Principles and performance in creating artifacts // Educational Technology Research and Development. 2021. V. 69. P. 787–808. DOI: 10.1007/s11423-021-09986-3

7. Губанов Н.Н., Губанов Н.И., Волков А.Э. Перспективы этического когнитивизма // Гуманитарный вестник. 2021. Вып. 6. DOI: 10.18698/2306-8477-2021-6-750

8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие СПб.: Наука, 2001. 382 с.

9. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования. М.: Издательство МБА, 2013. 440 с.

10. Paavola S., Lipponen L., Hakkarainen K. Models of Innovative Knowledge Communities // Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. No. 4. P. 557–576.

11. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. История научных идей сквозь призму идей философских // Диалог со временем. 2021. № 76. С. 5–19. DOI: 10.21267/AQUILO.2021.76.76.026

12. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Основные нормы научного этоса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. Вып. 3. С. 416–427 DOI: 10.21638/spbu17.2021.304

13. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Проблема практического дискурса: обоснование моральных норм // Вестник Славянских культур. 2021. № 62. С. 129–142. DOI: 10.37816/2073-9567-2021-62-129-142

14. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1280 с.

15. Goffman E. Interaction Ritual. N.Y.: Doubleday, 1967. 270 p.

16. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Отмирает ли лекция в качестве ведущей формы обучения? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 72–85. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-72-85

17. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. 2nd ed. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1991. 203 p.