Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Massovization and Professionalization of Universities in the Middle of the 20th Century: Sociocultural Effects

С.В. Костюкевич

Для цитирования:  Костюкевич С.В Массовизация и профессионализация университетов в середине XX века: социально-культурные последствия //  Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №10. С. 11-19. DOI: 10.20339/AM.10-22.011

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.10-22.011       

  

С.В. Костюкевич,

канд. социол. наук, в.н.с.

Институт социологии

Национальной академии наук Республики Беларусь

e-mail: svkostus@yahoo.com

 

В статье анализируются социально-культурные последствия процессов массовизации и профессионализации университетов, запущенных в середине XX века под влиянием идеи доходности образования. Обосновывается, что издержками этих процессов стали снижение ценности и престижа интеллектуального труда (в том числе научного), который был переложен на плечи простых людей, тогда как прежде занятие интеллектуальным трудом и творчеством было главным образом уделом состоятельных людей и в целом социальной элиты. Делается вывод, что в результате массовизации и профессионализации университетов сформировался тренд коммерциализации высшего образования, разрушающий традиционные модели университетского образования. 

Ключевые слова: доходность образования, массовизация и профессионализация университетов, разрыв между университетским и профессионально-техническим образованием, изменение социальной роли университета, престиж интеллектуальной культуры и теоретической науки, интеллектуальные профессии.

 

Литература

  1. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. 200 с.
  2. Межуев В.М., Зиновьев А.А. Диалог об образовании. Из выступлений на заседаниях Русского интеллектуального клуба и научной конференции в МосГУ // Научно-философские диалоги. 2004. № 1. С. 25–42.
  3. Хюсен Т. Идея университета: эволюция функции, проблемы // Перспективы: вопросы образования. 1992. № 3. С. 23–40.
  4. Альтбах Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: вопросы образования. 1992. № 3. С. 40–58.
  5. Hans de Wit. Three models of higher Education. URL: https://www.rlcu.org.ar/recursos/E_0000032_003_EUROPEANHIGHEREDUCATION.pdf (дата обращения: 02.07.2022).
  6. Kostiukevich Svetlana V. University studies as training for the intellectual professions // Higher Education in Europe. 1996. Vol. XXI. No. 2–3. P. 203–213.
  7. Kotlyarov I.V. Kostjukevich S.V. The European University in the Context of Logic of Integration // European Journal of Higher Education. March 2011. Vol. 1. No. 1. P. 66–77.
  8. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996. № 2. C. 137–145.
  9. Яновский Олег. Недостаточно называть себя «элитой», ею нужно быть // Интервью 2018 г. URL: https://zavtra.ru/blogs/nedostatochno_nazivat_sebya_elitoj_eyu_nuzhno_bit_ (дата обращения: 04.05.2022).
  10. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 годов. В 2-х т. Т. 1. М.: МП «Рарог», 1992.
  11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.
  12. Алферов Ж. Россия останется страной без будущего, если не изменит отношение к науке и образованию // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 2. С. 49–56.