https://doi.org/10.20339/AM.10-18.021
Г.Г. Зейналов,
д-р филос. наук, проф. кафедры философии
e-mail: zggo@mail.ru
Е.В. Рябова,
канд. филос. наук, доц.
e-mail: riabova-e@rambler.ru
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
О.И. Немыкина,
канд. филос. наук, доц.
e-mail: Nemykina_Olga@mail.ru
Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
Исследован вопрос преподавания и изучения гуманитарных дисциплин в рамках технического образования. Определены основные проблемы этого процесса: незаинтересованность и отсутствие желания у студентов к изучению гуманитарных дисциплин, представление студентам философии как излишней для выбранной профессии, изучение философии как необязательной и в то же время нелегкой нагрузки. Статья посвящена поиску необходимых путей для их решения. Авторы делают вывод о том, что сегодня основная задача преподавателя — научить студентов мыслить альтернативно, выработать способность видеть не только количественную сторону явлений, но и качественную сторону, проводить причинно-следственную связь между различными явлениями, которые порой внешне не связаны.
Ключевые слова: гуманитарное знание, техническое образование, философия, гуманитарный образ человека, историчность, диалог, профессионализм, междисциплинарность, мировоззренческие противоречия, мотивация, нелинейное образование.
Литература
- Белкин А.И., Грыжанкова М.Ю., Конторович С.Н. К вопросу о специфике преподавания философии в технических вузах и ее роли в гуманитаризации мышления студентов // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 22–30.
- Зейналов Г.Г. Философские проблемы современного образования // Учебный эксперимент в образовании. 2017. № 3 (83). С. 6–12.
- Мартынова Е.А., Еналеева Н.И. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве вуза // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 26–30.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-190.shtml
- Шешукова Г.В. Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 4. С. 19–34.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию в социокультурном пространстве инновационного вуза».