https://doi.org/10.20339/AM.10-16.036
А.В. Хорошилов,
аспирант
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: artemkhoroshilov@yandex.ru
Представлена философская характеристика двух методологических программ обоснования социального познания — позитивизма и идеализма. Автор исследует онтологические основания каждой из названных программ, а также анализирует эпистемологические следствия из той формы концептуализации сущего, к которой прибегает каждая программа. В качестве примера приложения позитивизма к научному полю социальной теории анализируется социология Т. Парсонса, тогда как обращение к идеалистической традиции обнаруживается в теории Н. Лумана. Своеобразной попыткой совмещения двух направлений является теория П. Бурдье. Автор делает вывод о том, что консолидации двух программ недостаточно для построения целостной теории, однако это может быть компенсировано обращением к философской традиции.
Ключевые слова: позитивизм, идеализм, методология, онтология, эпистемология.
Литература
- Бурдье П. Социология социального пространства. — СПб., 2013.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1996.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.
- Луман Н. Самоописания. — М., 2009.
- Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1998.
- Розанов В.В. Народная душа и сила национальности. — М., 2012.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб., 2006.
- Эрн В.Ф. Сочинения. — М., 1991.
- Ясперс К. Разум и экзистенция. — М., 2014.
- Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. — М., 2012.
- Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. — М., 2012.
- Halfpenny P. Positivism and Sociology. Explaining Social Life. — London – N.Y., 2015.