Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности социокультурной адаптации монгольских студентов новосибирских вузов

Д.В. Ушаков
80,00 ₽

УДК 378(470+571):316.6-054(517.9)

https://doi.org/10.20339/AM.09-22.102                                

 

Д.В. Ушаков,

канд. филос. наук, с тарший научный сотрудник

отдела социальных и правовых исследований

Институт философии и права СО РАН, г. Новосибирск;

ведущий научный сотрудник лабо ратории «Глобальное образование»

Сибирский институт управления РАНХиГС

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-3666-1778

e-mail: ushakovdmitrii@mail.ru

 

 

Социальная и культурная адаптация иностранных граждан, их интеграция в российское общество сегодня является одной из важнейших целей государственной национальной политики Российской Федерации. Отдельная задача стоит перед российскими вузами – постепенно адаптировать монгольских студентов к социокультурным особенностям жизни и получению высшего образования в России. На основе многолетних наблюдений и практик описываются социокультурные особенности адаптации монгольских студентов, обучающихся в разных вузах г. Новосибирска. В статье представлены результаты анализа документов и данных социологического опроса студентов. Делается вывод о том, что, несмотря на положительные результаты адаптации монгольских студентов, наблюдаются и определенные барьеры, для снятия которых имеются разнообразные ресурсы как у вузов, так и у общественных организаций города. Трансляция опыта успешной социокультурной адаптации призвана способствовать усилению позитивного имиджа за рубежом отечественного образования и России в целом.

Ключевые слова: вузы Новосибирска, социокультурная адаптация, монгольские студенты, российское образование, Монголия.

 

Литература:

  1. Приказ ФАДН России от 17.11.2020 № 142 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации “О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации”». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fadn-rossii-ot-17112020-n-142-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 20.07.2022).
  2. Долгова М.В. Психологическая адаптация студентов в новой социокультурной среде // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-v-novoy-sotsiokulturnoy-srede/viewer (дата обращения: 06.07.2022).
  3. Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. C. 10–14. URL: https://almavest.ru/ru/archive/772/2661 (дата обращения: 20.07.2022).
  4. Чэнь Цзе. Адаптация иностранных студентов в условиях российского вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 11. C. 38–39. URL: https://almavest.ru/ru/archive/780/2776 (дата обращения: 20.07.2022).
  5. Береговая О.А. Тьюторское сопровождение как инструмент адаптации иностранных студентов в российских и зарубежных вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 1. C. 8–12. URL: https://almavest.ru/ru/archive/3581/5097 (дата обращения 20.07.2022). DOI: 10.20339/AM.01-22.008
  6. Терещенко А.Г. Психолого-педагогические аспекты адаптации иностранных студентов в советских вузах (на примере монгольских студентов): автореф. Дис. … канд. псих. наук. М., 1988. 14 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28902285 (дата обращения: 06.07.2022).
  7. Ахметова Л.В. Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из опыта работы) // Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 4 (94). С. 131–135. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15014959_77900674.pdf (дата обращения: 06.07.2022).
  8. Романова С.В. Адаптация монгольских студентов при изучении дисциплины «Инженерная графика». Национальный исследовательский Томский политехнический университет. URL: https://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/3/c3_Romanova.pdf (дата обращения: 06.07.2022).
  9. Очирова О.А., Дашадондокова А.Г., Котуа С.Б. Адаптация учебных мигрантов из Китая и Монголии в рамках Российской системы образования (на примере Республики Бурятия) // Вестник ВСГУТУ. 2015. № 2. С. 166–170. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23563358_82433907.pdf (дата обращения: 06.07.2022).
  10. Туранов Д.C. Проблемы адаптации монгольских студентов в социокультурной среде Забайкальского Края // Проблемы социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в социальное пространство Байкальского региона: материалы международной научно-практической конференции. под научной редакцией Л.Б. Ковальчук. Чита, 15 апреля 2016 года. С. 36–39. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26341138_47084023.pdf (дата обращения: 06.07.2022).
  11. Ахметова Л.В. Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из опыта работы) // Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 4 (94). С. 131–135. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15014959_77900674.pdf (дата обращения: 06.07.2022).
  12. Романова С.В. Адаптация монгольских студентов при изучении дисциплины «Инженерная графика». Национальный исследовательский Томский политехнический университет. URL: https://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/3/c3_Romanova.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
  13. Статистический сборник 2020 г. Хүн ам, орон сууцны 2020 оны улсын ээлжит тооллогын – Нэгдсэн дүн. Улаанбаатар. Хураангуй хот 2020 он. С. 3.
  14. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 108–118. DOI: 10.32744/pse.2019.2.9. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2019/04/26/beregovaya-lopatina-oturgasheva/ (дата обращения 20.07.2022).