УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.01-22.008
О.А. Береговая,
канд. филос. наук, доцент,
доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества,
заведующая НИЛ «Глобальное образование»
Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС
e-mail: zaroza@mail.ru
Исследование посвящено анализу российского и зарубежного опыта тьюторского сопровождения иностранных студентов. Показано, что с ростом числа иностранных студентов по всему миру перед университетами встали проблемы создания для них благоприятной среды и адаптации. Тьюторское сопровождение распространено в зарубежных вузах, но его рост наблюдается и в России. Целью данного исследования является анализ российского и зарубежного опыта тьюторского сопровождения иностранных студентов. В задачи входит: показать понимание тьюторства в отечественном и зарубежном научном дискурсе; проанализировать зарубежный и российский опыт на примере ведущих университетов; показать позитивные возможности тьюторского сопровождения иностранных студентов в процессе их адаптации. В данной работе используются такие методы исследования, как анализ отечественной и зарубежной литературы, анализ сайтов зарубежных вузов, сравнительный анализ практик тьюторского сопровождения иностранных студентов в российских и зарубежных вузах. Автором проанализированы сайты ведущих зарубежных и российских вузов. Выявлены наиболее успешные практики тьюторского сопровождения иностранных студентов за рубежом и в России. Автором также описан опыт проведения Школы тьюторов-волонтеров по работе со студентами из числа иностранных граждан Сибирского института управления — филиала РАНХиГС за последние три года. Приводятся рекомендации по организации тьюторского сопровождения иностранных студентов в вузе и его эффективности в адаптационном процессе.
Ключевые слова: тьюторство, интернационализация, высшее образование, зарубежный опыт, иностранные студенты, российский опыт.
Литература
- Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 156–165.
- Гуремина Н.В., Лавриненко Т.Д. Организация социокультурной, психологической и межкультурной адаптации иностранных студентов средствами тьюторского сопровождения. URL: https://thetutor.ru/direction_of_activity/soprovozhdenie-inostrannyh-stu... (дата обращения: 15.09.2021).
- Иванова Г.П., Логвинова О.К., Ширкова Н.Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в условиях интернационализации высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 334–335.
- Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157–161.
- Ковалева Т.М. Об истоках тьюторской модели современного университета в антропологическом контексте // Становление тьюторской модели современного университета в России / Науч. ред. Т.М. Ковалева, А.О. Зоткин, Е.А. Суханова. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2019. С. 9–19.
- Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. RU. 2017. № 12. C. 85–94.
- Розин В.М., Ковалева Т.М. Осмысление тьюторского опыта как «тихой революции» в образовании // Педагогика. 2021. № 9. С. 41–51.
- Тьюторы для студентов. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21463 (дата обращения: 15.10.2021).
- Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Тьюторская система в образовательной практике Англии // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 6.
- Education at a glance 2020: OECD indicators. Paris: OECD Publishing. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2020_6909... (дата обращения: 21.10.2021).
- Poulakis M., Dike C.A., Massa C.A. Acculturative Stress and Adjustment Experiences of Greek International Students // Journal of International Students. 2017. Vol. 7 (2). P. 204–228.
- Topping K.J. The Effectiveness of Peer Tutoring in Further and Higher Education: A Typology and Review of the Literature // Higher Education. 1996. Vol. 32 (3). Р. 321–345.
- Ullah I., Tabassum R., Kaleem M. Effects of Peer Tutoring on the Academic Achievement of Students in the Subject of Biology at Secondary Level // Educational Sciences. 2018. Vol. 8 (3). P. 112.
- URL: https://www.usnews.com/education/best-colleges/articles/2017-07-11/us-college-tutoring-centers-help-international-students (дата обращения: 03.11.2021).