https://doi.org/10.20339/AM.09-17.090
Ф.Г. Ялалов,
д-р пед. наук, проф.
Институт филологии и межкультурной коммуникации
имени Льва Толстого
Казанского федерального (Приволжского) университета,
проф. кафедры образовательных технологий,
заместитель директора
Институт татарской энциклопедии и регионоведения
Академии наук Республики Татарстан
e-mail: yalalov51@mail.ru
Представлено исследование историко-дидактических материалов народов Среднего Поволжья. Раскрыто содержание народного предметно-действенного обучения, где центральное место занимает пропедевтика. Решаются две дидактические задачи: во-первых, под руководством учителя учащиеся нарабатывают практические учебные навыки по изучаемому предмету, во-вторых, в процессе многократного повторения учебных навыков у ребят происходит формирование мыслительных умений, на основе которых учащиеся формируют структуры психики в виде мыслительных умений, выступающих инструментами усвоения обобщенных знаний. Сформулирована схема этно-дидактического способа организации обучения от практических учебных навыков к мыслительным умениям, а от них к обобщенным знаниям.
Ключевые слова: этно-дидактика, предметно-действенное обучение, пропедевтика, практические учебные навыки, мыслительные умения, интериоризация.
Литература
- Антонов Н.Н. Этно-задачник по математике. 5 класс. — Уфа, 1997.
- Беркутов В.М. Развитие математического образования у булгаро-татар. — Казань, 1997.
- Беркутов В.М. Развитие математического образования татарского народа: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Казань, 1993.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
- Ионин Г.Н. Этно-филология в образовательной системе // Этнофилология в вузе и школе. — СПб., 2000. — С. 15–20.
- Ичин-Норбу З.Н. Занимательная математика для северян (семейный репетитор). — СПб., 2011.
- Стебницкий С.Н. Очерки этнографии коряков. — СПб., 2000.
- Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этно-лингвистике. — М., 1995.
- Центральный государственный архив Республики Татарстан. — Ф. 92. Оп. 1. Ед. хр. 15182. Л. 146.
- Ялалов Ф.Г. Этно-дидактика. — URL: https://vk.co/doc355418061_443323605
- D’Ambrosio Ubiratan. (2001). What is ethno-mathematics, and how can it help children in schools? — URL: http://www.etnomatematica.org/articulos/Ambrosio1.pdf
- Dirk vom Lehn. (2014). Harold Garfinkel: The Creation and Development of Ethnomethodology. California: Left Coast Press, Inc.