https://doi.org/10.20339/AM.09-16.073
А.И. Шутенко,
к. педагог. н., с. н. с. НИИ синергетики
Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова
e-mail: avalonbel@mail.ru
Е.Н. Шутенко,
к. психолог. н., доц. кафедры общей и клинической психологии
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: shutenko@bsu.edu.ru
Рассмотрены гуманитарные аспекты деятельности малого инновационного предприятия в вузе, связанные с обеспечением самореализации студентов. Раскрыты сущность и ценность самореализации студентов в деятельности данного предприятия, а также основные составляющие их самореализации. Разработана и изложена персоноцентрическая модель функционирования малого инновационного предприятия в вузе, включающая два компонента — личностный и императивный. Первый компонент охватывает атрибутивные признаки самореализации студентов, над которыми надстраиваются соответствующие принципы применения инновационных технологий, образующие второй нормативный компонент. Сформулированный авторами подход к решению проблемы малого предпринимательства в вузе дает возможность более адекватной интеграции инновационного, коммерческого и личностного начал в современном высшем образовании.
Ключевые слова: малое инновационное предприятие, высшая школа, самореализация студентов, научно-инновационная деятельность, персоноцентрическая модель развития малого бизнеса в вузе.
Литература
- Валдайцев С.В., Молчанов Н.В., Пецольдт К. Малое инновационное предпринимательство. — М., 2011.
- Гарнов АП., Краснобаева О.В. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2012. — № 2 (2). — С. 21–27.
- Малый бизнес. Организация, экономика, управление. — М., 2008.
- Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития / Современная психология мотивации. — М., 2002. — C. 13–46.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М., 1997. — С. 110–123.
- Чилипенок Ю.Ю. Современный работник малого и среднего бизнеса как субъект социально-трудовых отношений: ресурсы // Современные исследования социальных проблем. — 2015. — № 7 (51). — С. 594–610.
- Barnett R. Realizing the University in an Age of Supercomplexity. — Buckingham: Open University Press / SRHE, 2000.
- Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. — Princeton: Princeton University Press, 2004.
- Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles. — Butterworth-Heinemann, 2007.
- Gewirth A. Self-Fulfillment. — New Jersey, Princeton univ. press, 1998.
- Maslow A.H. Motivation and personality. — N. Y., 1970.
- Roger G.L. Knowledge and Money: Research Universities and the Paradox of the Marketplace. — Stanford University Press, 2004.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-008802 на 2015—2016 годы