Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Трансформация образовательной парадигмы в условиях реформирования системы российского высшего образования

М.В. Жирина
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/AM.09-16.016

 

М.В. Жирина,

к. социолог. н., н. с.

Институт социально-политических исследований РАН

e-mail: zhirina-ispi@yandex.ru

Исследована проблема реформирования системы российского высшего образования через призму смены образовательной парадигмы, лежащей в его основе. Автор рассматривает некоторые существующие в российской науке категоризации образовательной парадигмы. Используя промежуточный, интегрированный вариант, автор показывает, что перманентный процесс трансформаций системы образования в России в конце концов приводит к смене гуманистической парадигмы, лежащей в ее основе, на бихевиористскую, «компетентностную». Показано, как столкновение различных идей привело к парадигмальному плюрализму в российском высшем образовании, углубив ситуацию неопределенности и нестабильности. Выводы обосновываются на эмпирических данных комплексного социологического исследования, проведенного в МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: образование, парадигма, реформирование образования, российское высшее образование, социология образования.

 

Литература

  1. Герасимов Г.И. Парадигмальный плюрализм как проявление кризиса образования // Теория и практика общественного развития. — 2009. — № 3–4. — С. 14.
  2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: задачи и парадигмы // Высшее образование в России. — 2006. — № 1. — C. 135–137.
  3. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.
  4. [URL]: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
  5. Перевозчикова Л.С. Гуманистическая образовательная парадигма как аксиологическое основание современного высшего образования  / Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2008. — № 6 (14). — С. 36.
  6. Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. — 1992. — № 9–10.
  7. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории философии: Автореф. дисс. … докт. филос. наук. — СПб, 2003.
  8. Романкова Л.И. Инновационная способность системы высшего образования / Трансцендентальный синтез в образовании: концепция, технология, перспективы. — М., 1999. — С. 100.
  9. Тестов В.А. О понятии педагогической парадигмы // Образование и наука. — 2012. — № 9 (98). — С. 5–14.
  10. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. — 1999. — № 1.