Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблемы социокультурной адаптации китайских студентов в российских вузах

О.А. Береговая, А.В. Декар
80,00 ₽
УДК 378:37.09-054.6
 

О.А. Береговая,

д-р философ. наук, доцент,

профессор кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества,

Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС

при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск);

профессор кафедры истории и философии

Новосибирский государственный аграрный университет

e-mail: zaroza@mail.ru

http://orcid.org/0000-0001-8357-0583; Scopus ID 57209575808

Researcher ID E-1439-2019

А.В. Декар,

специалист управления международных проектов

Новосибирский государственный аграрный университет

e-mail: nastja_dekar@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-3387-9632

 

Статья посвящена особенностям социокультурной адаптации китайских студентов в российских вузах. Цель исследования — проанализировать проблемы, возникающие у студентов из Китая в процессе обучения в России. Рассматриваются специфические проблемы и трудности китайских студентов в процессе обучения, изучения русского языка, проведения досуга, межкультурной коммуникации с другими студентами. Исследование подкреплено данными социологического исследования, а также использованы методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Выделены стадии адаптации от культурного шока до диалога культур. Был проанализирован опыт отечественных университетов по выявлению трудностей и способов адаптации китайских студентов. На этой основе авторы выделили следующие специфические проблемы студентов из Китая, обучающихся в российских вузах: языковой и коммуникативный барьеры; ностальгия по родине; отличия в питании; проблемы в учебном процессе; слабо развитая самостоятельность; финансовые проблемы; адаптация к климатическим условиям. Были предложены рекомендации в зависимости от стадии социокультурной адаптации: наличие в структуре университета специализированных служб по поддержке и сопровождению китайских обучающихся; проведение ознакомительных тренингов по вопросам поступления, проживания и обучения; увеличение количества часов на изучение РКИ и организация дополнительной учебно-методической работы; включение обучающихся в активную общественную жизнь университета; проведение тренингов по общению с российскими студентами; проведение тренингов по межкультурной коммуникации для преподавателей, работающих с иностранными студентами; оказание психологической поддержки; получение обратной связи и проведение оценки эффективности используемых мероприятий по социокультурной адаптации.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, высшее образование, интернационализация, иностранные студенты, Китай.

 

Литература

1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 11.05.2024).

2. Россия и Китай планируют расширять сотрудничество в сфере образования. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/75188/ (дата обращения: 11.05.2024).

3. Гаврилов П.С. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы адаптации (на примере китайских студентов) // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 3. С. 47–56.

4. Россия и Китай договорились развивать сотрудничество в сфере образования. Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/press/6204/rossiya-i-kitay-dogovorilis-razvivat-sotrudnichestvo-v-oblasti-obrazovaniya/ (дата обращения: 11.05.2024).

5. Гребенникова И.А. Адаптация иностранных студентов: механизмы и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. С. 98–100.

6. Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов в российских втузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 7. С. 10–14.

7. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е., Никольский В.С., Шабров Н.В. Академическая и социокультурная адаптация студентов в вузах России // Высшее образование в России. 2022. № 31 (12). С. 9–30.

8. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 5–34. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1997.tb01087.x

9. Oberg K. Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7 (4). P. 177–182. DOI: 10.1177/009182966000700405

10. Пилишвили Т.С., Данилова А.Л., Савушкина А.И. Особенности субъективного благополучия российских и китайских студентов: сравнительный анализ проблемы // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 7. С. 126–159.

11. Дышин А.В., Демина Д.Ю. Социокультурная адаптация студентов из Китайской Народной Республики в российских вузах (на примере ДВФУ) // Заметки ученого. 2021. № 5-1. С. 348–352.

12. Кошелева Е.Ю., Кикенина Ю.А. Трансформация учебных практик китайских студентов российского университета // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2022. № 2. С. 10. DOI: 10.17513/spno.31547

13. Маслова О.В., Гуань Ц. Динамика межкультурной адаптации китайских студентов // Личность в современном обществе: психолого-педагогические и эколого-психологические аспекты формирования и развития: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. 24 апреля 2007 г. / сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, А.В. Гагарин. М.: Изд-во РУДН, 2007. С. 87–88.

14. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 414 c.

15. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6–7. С. 267–283.

16. Федотова Н.Л., Миллер Л.В. Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16. № 2. С. 191—206. DOI: 10.22363/2313-2264-2018-16-2-191-206

17. Бадмаева Л.В., Башкуева Е.Ю. Китайские студенты в Забайкальском крае: проблемы адаптации и коммуникации в принимающей среде // Вестник ЧитГУ. 2012. № 6 (85). С. 48–54.

18. Злобина Ю.И. Социоинтеграция китайских студентов на трансграничной территории: проблемы адаптации // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2021. Т. 2. № 10. С. 99–106.

19. Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Адаптация китайских студентов в российских вузах: некоторые проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 410–417.

20. Неделяева А.В., Зайцева М.Ю. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: сборник материалов XII Международ. научно-практ. конф. / отв. ред. З.Ш. Бабаева М.: Алеф, 2022. С. 9–14.

21. Нурутдинова А.Р., Панфилова Е.В. Проблема адаптации иностранных студентов: интернационализация образования и адаптация к культуре (китайцы в Казани) // Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы. Казань: Изд-во Казанского университета, 2021. С. 152–159. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/viewer?file=170654;dpig2021_153_159.pdf&sequence=-1&isAllowed=y (дата обращения: 20.05.2024).

22. Антонова Н.Л. Социальные сети иностранных студентов: китайские студенты в российском вузе // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. Т. 2. Вып. 3. С. 282–287.