А.А. Ощепков,
канд. психол. наук, доцент
кафедры гуманитарных наук
Димитровградский инженерно-технологический институт — филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
https://orcid.org/0000-0003-0755-4578
e-mail: sladkod@yandex.ru
Е.Н. Пискунова,
канд. пед. наук, доцент
кафедры гуманитарных наук
Димитровградский инженерно-технологический институт — филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
https://orcid.org/0000-0002-9296-3140
e-mail: piskunova-elena22@yandex.ru
Актуальность исследования роли эгоцентризма в развитии моральной сферы обусловлена необходимостью более глубокого осмысления взаимосвязи морального развития и социального поведения человека, детерминирующей проблематику, связанную с проявлением девиантного поведения. Данная статья направлена на раскрытие особенностей эгоцентризма личности молодых людей и их взаимосвязи с девиантным поведением. Для решения этой задачи было проведено эмпирическое исследование, ведущим методом которого стали психологические методики диагностики уровня эгоцентризма, уровня склонности к девиантному поведению и методики изучения системы ценностных ориентаций, представляющие возможность изучить личностные особенности как интегративного показателя во взаимосвязи с возможностью проявления девиантного поведения. Выборку исследования составили студенты Димитровградского инженерно-технологического института — филиала НИЯУ МИФИ в возрасте 18–20 лет, в количестве 54 человека (27 юношей и 27 девушек). Благодаря проведенному эмпирическому исследованию выявлено, что механизм взаимосвязи эгоцентризма с девиантным поведением у молодых людей заключается в том, что они обнаруживают искажение представлений о себе. Для них характерна переоценка собственных качеств, мало согласующаяся с представлениями социума о них самих. Таким образом, развитие личности с высоким уровнем эгоцентризма свидетельствует о деформации развития коммуникаций с окружающими, что вызывает сложности во взаимодействии с людьми. Представленные результаты могут быть положены в основу разработки психолого-педагогической программы профилактики девиантного поведения у молодых людей.
Ключевые слова: моральное развитие, эгоцентризм, ценностные ориентации, молодежь, девиантное поведение, профилактика девиаций.
Литература
1. Carpendale J.I.M., Racine T.P. Intersubjectivity and egocentrism: Insights from the relational perspectives of Piaget, Mead, and Wittgenstein // New Ideas in Psychology. 2011. Vol. 29. № 3. P. 346–354. https://doi:10.10.16/j.newideapsych.2010.03.005
2. Habermas J. Moral consciousness and communicative action. Cambridge, MA: MIT Press, 1992. 225 p. URL: https://archive.org/details/moralconsciousne0000habe
3. Kesselring T., Muller U. The concept of egocentrism in the context of Piaget’s theory // New Ideas in Psychology. 2011. № 29. P. 327–347. https://doi:10.1016/j.newideapsych.2010.03.008
4. Kohlberg L., Colby A. The measurement of moral judgment: Theoretical foundations and research validation. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 398 p. ISBN 0521169100, 9780521169103. URL: https://books.google.ru/books?id=YUhdVqLr5YMC&hl=ru&source=gbs_navlinks_s
5. Gibbs J.C. Moral development and reality: Beyond the theories of Kohlberg and Hoffman. Boston: Allyn & Bacon, 2009. 376 p. ISBN 0-205-59524-3. https://doi:10.4135/9781452233604
6. Piaget J. The equilibration of cognitive structures: The central problem of intellectual development. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 160 p. URL: https://archive.org/details/equilibrationofc0000piag
7. Hoffman M.L. Empathy and prosocial behavior. Handbook of emotions. New York: Guildford Press, 2008. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Empathy-and-prosocial-behavior.-Hoffman/b2f7c9281753505a3bb1c10f5d6998416b0bcfc7
8. Arnett J. Drunk driving, sensation seeking, and egocentrism among adolescents // Personality and Individual Differences. 1990. Vol. 11. № 6. P. 541–546. URL: https://archive.org/details/sim_personality-and-individual-differences_1990_11_contents_0
9. Chambers J.R., De Dreu C.K.W. Egocentrism drives misunderstanding in conflict and negotiation // Journal of Experimental Social Psychology. 2014. Vol. 51. P. 15–26. http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2013.11.001
10. Chambers J.R., Suls J. The role of egocentrism and focalism in the emotion intensity bias // Journal of Experimental Social Psychology. 2007. Vol. 43. № 4. P. 618–625. https://doi:10.1016/j.jesp.2006.05.002
11. Savitsky K., Keysar B., Epley N., Carter T., Swanson A. The closeness-communication bias: Increased egocentrism among friends versus strangers // Journal of Experimental Social Psychology. 2011. Vol. 47. № 1. P. 269–273. https://doi:10.1016/j.jesp.2010.09.005
12. Kruger J., Windschitl P.D., Burrus J., Fessel F., Chambers J.R. The rational side of egocentrism in social comparisons // Journal of Experimental Social Psychology. 2008. Vol. 44. № 2. P. 220–232. https://doi:10.1016/j.jesp.2007.04.001
13. Blackman S.F., Keller K.T., Cooper J. Egocentrism and vicarious dissonance // Journal of Experimental Social Psychology. 2016. Vol. 62. P. 1–6. https://doi:10.1016/j.jesp.2015.09.001
14. Фокина А.В. Социальный эгоцентризм как компонент подростковой девиантности // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9. № 2. С. 20–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9130916
15. Тинигина А.А. Современные исследования эгоцентризма в контексте социального восприятия и общения // Социальная психология и общество. 2013. Т. 29. № 1. С. 29–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18908653
16. Пашукова Т.И. Эгоцентризм у студентов в период социально-психологической адаптации к обучению в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 1 (830). С. 223–235. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/egotsentrizm-u-studentov-v-period-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-k-obucheniyu-vuze
17. Пашукова Т.И., Панфилова Е.М. Эгоцентризм и характерологические особенности личности в период ранней взрослости // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 235–251. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44264961
18. Топоркова Я.А. Феномен эгоцентризма школьников подросткового возраста: теоретический аспект // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Курск, 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38179817
19. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=2754
20. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии XX века: Монография. Калининград: Калининградский университет, 1999. 309 с. URL: http://window.edu.ru/resource/732/22732/files/devatkin.pdf
21. Vorauer J.D., Petsnik C., Quesnel M.S. Who brings you up when you're feeling down? Distinct implications of dispositional empathy versus situationally-prompted empathic mindsets for targets’ affective experience in face-to-face interpersonal interaction // Journal of Experimental Social Psychology. 2020. Vol. 89. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2020.103991
22. Bulle N. Vygotsky versus Dewey on mental causation: The core of two divergent conceptions of human thought // New Ideas in Psychology. 2021. Vol. 63. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2021.100898
23. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с. URL: https://bookree.org/reader?file=596941
24. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2000. 447 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000656528
25. Kozachenko H.H., Piazza J. How children and adults value different animal lives // Journal of Experimental Child Psychology. 2021. Vol. 210. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2021.105204
26. Леонтьев Д.А. Ценности и ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/1120362/
27. Schwarz S.H. Basic individual values: sources and consequences. Handbook of value. Oxford: UK, Oxford University press, 2015. 38 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/277718092_Schwartz_S_H_2015_Basic_individual_values_Sources_and_consequences_In_D_Sander_and_T_Brosch_Eds_Handbook_of_value_Oxford_UK_Oxford_University_Press
28. Карандашев В.Н. Методика Шварца в изучении ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с. ISBN 5-9268-0299-7. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002512231
29. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. 202 с. ISBN 5-06-002239-0. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001550865
30. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 448 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002957425