Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Преподавание философии для студентов поколения Z в современном техническом университете

Л.В. Пятилетова
УДК 378
 

Л.В. Пятилетова,

канд. филос. наук, доцент

доцент кафедры УСЭС, ФиИ

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

е-mail: Lyuda.p73@yandex.ru

В статье на примере семинарского занятия по философии (раздел «Гносеология») продемонстрировано применение апробированной в Уральском государственном университете путей сообщения методики преподавания гуманитарных дисциплин в современном техническом вузе — методики, которая соответствует социокультурным реалиям информационного общества, органично интегрируя ключевые (онто)психологические черты «цифрового поколения». Обозначены причины ограничений использования традиционных методик в обучении гуманитарным дисциплинам в технических вузах представителей поколения Z, а также способы решения этого вопроса, отражающего в том числе и фиксируемую в образовательном пространстве проблему «разрыва поколений», социализация которых разделилась на «до» и «после» появления реалий информационного общества.

Ключевые слова: философия, методика, преподавание, университет, поколение Z, цифровое поколение, критическое мышление, информационное общество, преподавание.

 

Литература

  1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27 февраля 2023 г. № 481 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71705256/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения 07.06.2024).
  2. Пятилетова Л.В. Методы преподавания философии в современном техническом вузе: «вызовы» и «ответы» в парадигме компетентностного подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 26–29. DOI 10.20339/AM.06-21.026
  3. Толстикова Т.И., Игнатьева О.А., Кондратенко К.С., Плетнев А.В. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2020. Вып. 4. С. 103–114.
  4. Глазков А.А., Ермолаев В.В., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Вовлеченность в виртуальную среду поколения Z // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10. С. 361–368.
  5. Балмаева С.Д., Шлегель Е.В. Культурные навыки российского «поколения Z» // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 219–224.
  6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 309–350.
  7. Пятилетова Л.В., Тимофеев О.И. Человек массового общества в его отношении к искусству и «аристократии»: «обнуление» и «конец культуры» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10 (октябрь). С. 31–35. URL: http://e-koncept.ru/2015/15341.htm
  8. Ловинк Г. В плену платформы. Как нам вернуть себе интернет. М., 2024. 232 с.
  9. Коэн Д.К. Ловушки преподавания. М., 2017. 288 с.
  10. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек — в принцы. Нейролингвистическое программирование. Воронеж, 1994. 240 с.
  11. Illouz E. Cold Intimacies. The Making of Emotional Capitalism. London, 2007. 134 p.
  12. Фортунатов А.Н. Кибергуманизм. Как коммуникативные технологии трансформируют наше общество: монография. М., 2023. С. 8–9.
  13. Мейра И. Ставлю лайки — значит, существую. Социальные сети, журналистика и вирус под названием «Фейковые новости». М., 2024. 160 с.