УДК 378:37.09-056.2
https://doi.org/10.20339/AM.08-21.044
А.Г. Станевский,
канд. техн. наук, доц., директор ГУИМЦ
e-mail: stan@bmstu.ru
Т.А. Гузева,
канд. техн. наук, доц., начальник
управления образовательных стандартов и программ
e-mail: gta29@bmstu.ru
В.М. Крикун,
канд. техн. наук, доц. заместитель директора ГУИМЦ,
e-mail: krikun@bmstu.ru
Московский государственный технический университет
имени Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет)
Исследована проблема развития инклюзивного высшего образования с акцентом на успешность его завершения и последующее эффективное трудоустройство выпускников, которая является весьма актуальной. Сегодня количество студентов с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в таком обучении, оценивается в тысячах. В 2019 г. в университеты России поступили 7085 абитуриентов с инвалидностью. Выпуск из числа студентов с инвалидностью в 2019 г. составил 3618 дипломированных специалистов. Накопленный опыт инклюзивного обучения подтверждает, что профессиональное образование, в том числе высшее, обеспечивает наилучшую профессиональную реабилитацию и последующее успешное трудоустройство инвалидов на рынке труда. Ключевой вклад в решение этой проблемы вносят университеты, создающие адаптированные образовательные программы для этой категории студентов. В статье обобщается опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана по созданию адаптированных основных профессиональных образовательных программ (АОПОП) для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы особенности организации инклюзивного образовательного процесса, особенности разработки и реализации его методического обеспечения: учебных планов, календарных учебных графиков, матриц компетенций, рабочих программ дисциплин и практик, оценочных и других методических материалов. Разработка и институализация адаптивных основных профессиональных образовательных программ позволяет университету проводить целенаправленную политику по привлечению студентов с инвалидностью к получению высшего образования и обеспечивает успешность освоения профессиональных программ высшего образования, приближающуюся к 90%, при 100%-ном успешном последующем трудоустройстве выпускников.
Ключевые слова: инвалиды, высшее образование, адаптированные образовательные программы, адаптационные дисциплины, поддержка студентов с ограниченными возможностями.
Литература
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301, пп. 8.
- Балдин А.В., Гузева Т.А., Цибизова Т.Ю. Разработка цифровой среды для проектирования образовательных программ // Сборник докладов Двенадцатой Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов (с международным участием) «Будущее машиностроения России». М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 918–921.
- Гузева Т.А., Балдин А.В., Перепелица П.С., Макарова Ю.Б., Цибизова Т.Ю. Формирование образовательных программ в цифровой среде. В сборнике: Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения // Сборник трудов Международного форума. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 140–144.
- Станевский А.Г., Крикун В.М. Пути разработки и адаптации электронных образовательных ресурсов для студентов из числа инвалидов с нарушением слуха. URL: http://itee.bmstu.ru/ru/сборник-трудов (дата последнего обращения: 26.03.2021).
- Станевский А.Г., Столярова З.Ф. Проблемы адаптации основной образовательной программы в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1. С. 23–37.
- Станевский А.Г., Храпылина Л.П., Винокуров А.С. Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 95–105.