УДК 325-028.42
https://doi.org/10.20339/AM.08-21.024
С.А. Бабуркин,
д-р полит. наук, проф., заведующий
кафедрой политологии и социологии
Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского
e-mail: baburkin@mail.ru
С.Л. Таланов,
канд. социол. наук, доц., старший научный сотрудник
Центр исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе
Института социологии
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, г. Москва
e-mail: talanov_sergei@mail.ru
В.В. Алешин,
аспирант кафедры политологии и социологии
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
e-mail: aleshin_vladislav@lenta.ru
Проанализированы причины и особенности учебной миграции из и в Ярославскую область. Установлено, что большая часть абитуриентов из малых и средних городов стремится поступить в вузы, расположенные в крупном городе, областном центре Ярославле. Выявлено, что абитуриенты из семей, которые относятся к слаборесурсным, пытаются поступить на бюджетную форму обучения в вузы своего города. Абитуриенты из среднересурсных семей пытаются поступить в вузы более инфраструктурно развитого города. Абитуриенты из сильноресурсных семей стремятся поступить в вузы Москвы и Санкт-Петербурга либо в учебные заведения Европы, США, Китая. Авторами установлено, что выпускники средних общеобразовательных школ ориентируются на ресурсы своих родителей и планируют свою образовательную и профессиональную стратегию исходя из реальных возможностей семьи, а не своих желаний. Выявлено, что чем больше ресурсов у семьи, тем больше дети ориентируются на мнение родителей. Как видно из серии глубинных интервью, родители планируют образовательную и профессиональную траекторию своих детей также в соответствии с имеющимися в их распоряжении ресурсами. При этом некоторые родители, следуя традициям и обычаям своего народа, выбирают профессиональное будущее своих детей, ориентируясь на распространенные гендерные стереотипы относительно предпочтительного для мужчин и женщин рода занятий. Коронавирусная инфекция внесла существенные коррективы в планы семей с абитуриентами, которые относятся к низкоресурсным и среднересурсным семьям. Абитуриенты предпочитают в ближайшей перспективе отказаться от поступления в вузы, если не смогут поступить на бюджетную форму обучения. Авторами предлагаются меры, направленные на сохранение в регионе наиболее способной части молодежи и привлечение молодых людей из других субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, вузы, учебная миграция, выпускники школ, абитуриенты, образовательные стратегии.
Литература
1. Корепина Т.А. Методология учета и измерения образовательной миграции населения: проблемы и перспективы развития // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2018. Т. 13. № 2. С. 319–333.
2. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 154–174.
3. Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 135–142.
4. Попова И.П. Профессиональное образование и профессиональная мобильность: результаты анализа биографических интервью // Многомерная социальная мобильность в современной России. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. С. 56–59.
5. Таланов С.Л. Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 32–41. DOI: 10.20339/AM.02-20.032
6. Товар Гарсия Э.Д. Образовательные траектории школьников Ярославской области: дискриминантный анализ в сравнении с логистической регрессией // Социология. 2013. № 36. С. 65–93. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/soc4m/article/view/3744/3505 (дата обращения: 10.03.2021).
7. Bernard, A., Bell, M., Cooper, J. Internal Migration and Education: A Cross-National Comparison. Paper commissioned for the 2019 Global Education Monitoring Report, Migration, displacement and education: Building bridges, not walls. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1812/1812.08913.pdf (accessed on: 11.03.2021).
8. Browne, E. Evidence on education as a driver for migration. K4D Helpdesk Report. Brighton, UK: Institute of Development Studies, 2017. 23 p. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/598086a0ed915d022b00003c/K4D_HDR__Migration_and_Education.pdf (accessed on: 15.03.2021).