УДК 378-054.6+331.1
Т.К. Ростовская,
д-р социол. наук, профессор, заместитель директора по научной работе
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского
социологического центра РАН (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва;
профессор кафедры региональной экономики и географии
экономического факультета
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
ORCID 0000-0002-1629-7780, Researcher ID: F-5579-2018
e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru
В.И. Скоробогатова,
канд. юрид. наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Институт демографических исследований Федерального научно-
исследовательского социологического центра РАН
(ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва;
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы (РАНХиГС)
ORCID 0000-0002-4212-6731, Researcher ID: ABF-6600-2020
e-mail: Skorobogatova_ve@mail.ru
О.Е. Фомина,
канд. пед. наук, доцент
кафедры социально гуманитарных и правовых дисциплин
Муромский институт (филиал)
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
г. Муром, Владимирская обл.
ORCID: 0000-0003-0959-4557
e-mail: olgazemskova@inbox.ru
Целью статьи является изучение опыта лучших практик российских корпораций с привлечением иностранных студентов на стажировки; выработка предложений по совершенствованию механизмов их трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом; выявление основных проблем, связанных с трудоустройством иностранных студентов, организацией практики и стажировок. Перспективы исследования заключаются в последовательном решении задачи качественного миграционного прироста и выполнении показателей трудоустройства иностранных выпускников.
Ключевые слова: стажировки, трудоустройство иностранных выпускников, экспорт российского образования, миграционная политика.
Литература
1. Дмитриев Н.М., Арефьев П.А. Подготовка специалистов для атомной промышленности зарубежных стран в НИЯУ «МИФИ». М.: ЦСПиМ, 2018.
2. Кнобель А.Ю., Фиранчук А.С. Динамика товарооборота России с основными партнерами в 2022 году // Мониторинг экономической ситуации в России. 2023. URL: https://www.iep.ru/ru/monitoring/dinamika-tovarooborota-rossii-s-osnovny...
3. Краснова Г.А. Все флаги в гости будут к нам: механизмы привлечения иностранных студентов в российские университеты // Образовательные технологии. 2021. № 1. С. 22–35.
4. Махотаева М.Ю., Бакуменко О.А., Варламов Г.В. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. С. 77.
5. МИФИ и университет Айн-Шамс обучат студентов для первой египетской АЭС // РИА Новости. 12.04.2018 г. URL: https://ria.ru/abitura_world/20180412/1518474830.html, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения: 27.03.2018).
6. Российско-египетский вектор высшего образования и науки: страны наращивают сотрудничество // Официальный сайт Минобрнауки РФ, 20.03.2023. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/65553/ (дата обращения: 01.04.2023).
7. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 105–113.
8. Рязанцева И.В. Трудоустройство иностранных студентов и выпускников на российском рынке труда как элемент восполнения трудовых ресурсов страны // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 1. С. 55–68.
9. Скоробогатова В.И. Миграционная политика России в контексте экспорта образования / Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Институт демографических исследований. Москва, 2021.
10. Тарасов А.Е., Осипова В.Н., Орлова В.И., Гришакова М.В., Сысоева Е.А. Создание системы непрерывного кадрового обеспечения энергетики в Республике Узбекистан на базе филиала НИУ «МЭИ» // Национальные интересы и вопросы регионального развития в системе приоритетов международной деятельности российских университетов: коллективная монография / под ред. С.О. Крамарова, Н.В. Пелихова, В.И. Скоробогатовой. М.: РИОР, 2021. 266 с. DOI: 10.29039/02084-5. C. 113–118.
12. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. OECD. 2004.
Публикация выполнена в рамках проекта № 060508-0-000 системы грантовой поддержки научных проектов РУДН.