Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Features of training specialists and masters in the direction of RST in the conditions of increasing needs for the formation of integrated competencies

В.Т. Калугин, А.Ю. Луценко, И.К. Романова-Большакова

УДК 378:37.09:629.7

https://doi.org/10.20339/AM.06-23.050

 

В.Т. Калугин,

д-р техн. наук, профессор,

руководитель НУК СМ

А.Ю. Луценко,

канд. техн. наук, доцент

первый заместитель декана факультета СМ

И.К. Романова-Большакова,

канд. техн. наук, доцент

заместитель декана по магистратуре факультета СМ

e-mail: irina.romanova@bmstu.ru

Московский государственный технический университет

 имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

 

В рамках актуальных задач формирования интегрированных компетенций рассматриваются решения, реализуемые на факультете «Специальное машиностроение» (СМ) МГТУ им. Н.Э. Баумана. Приведен обзор современного состояния компетентностного подхода в образовании в целом. Отмечены особенности междисциплинарного подхода как практического воплощения системного подхода применительно к сложным программам подготовки специалистов по направлению ракетно-космической техники (РКТ). Приведен анализ реализации профессионального стандарта «Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем» на примере программы «Космические аппараты и ракеты-носители». Показано применение интегрированного подхода на примере реализации сбалансированной матрицы компетенций. Проведен сравнительный анализ планов подготовки специалистов и магистров по направлению РКТ. Даются оценки степени межкафедрального взаимодействия в процессе освоения базовых и вариативных курсов, которое проявляется в дипломных работах выпускников. Показаны результаты исследования запросов на формирование интегрированных компетенций со стороны обучающихся и преподавателей по направлению РКТ, в том числе данные анкетирования магистров. Дается перечень основных требований к уровням 6 и 7 по профессиональному стандарту 25.001 и рассматривается его соответствие требованиям работодателя на примере ПАО РКК «Энергия» в использовании специалистов широкого профиля. Делаются выводы о направлениях совершенствования интегрированной подготовки.

Ключевые слова: компетентностный подход, междисциплинарная подготовка, профессиональные стандарты, специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем.

 

Литература

 

  1. Инженерное образование. 2016. № 20. 178 с.
  2. Romanova, I.K. Development of a New Concept of Modeling Systems Based on the Application and Development of Modern Information Technologies. AIP Conference Proceedings. 2022. Vol. 2383. P. 030001-1-030001-9. DOI: 10.1063/5.0074539.
  3. Vladimir Kalugin, Alexander Lutsenko, Irina Romanova, Ding Ye. Development of teaching programs of artificial intelligence methods in aerospace education. SHS Web of Conferences. 137, 01006 (2022). DOI: 10.1051/shsconf/202213701006AESHE 2021
  4. Vladimir Kalugin, Alexander Lutsenko, Irina Romanova, Yongjian Xu. Implementation of artificial intelligence development strategy in the Russian Federation in the educational programs of aerospace engineering training of Bauman Moscow State Technical University. SHS Web of Conferences. 137 (2):01005. DOI: 10.1051/shsconf/202213701005
  5. Профессиональный стандарт 25.001 Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем.
  6. Dominik Knoll. Model-based processes and tools for concurrent conceptual design of space systems. 2019. URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2019/12/thesis25.pdf (accessed on: 10.11.2022).