Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Society of knowledge: paradigm of cognitive education

А.П. Шевчик, А.А. Мусаев

http://dx.doi.org/10.20339/AM.06-16.006

 

А.П. Шевчик,

д. т. н., ректор института

e-mail: rector@technolog.edu.ru

А.А. Мусаев,

д. т. н., декан

факультета информационных технологий и управления

e-mail: amusaev@technolog.edu.ru

Санкт-Петербургский государственный

технологический институт (технический университет)

 

Рассмотрена эволюция образовательных и информационных технологий. Показана эволюция представлений об образовательном процессе в Европе и России. Рассмотрена проблема влияния экспоненциального роста информационных технологий на все стороны жизни и деятельности человеческой цивилизации. Исследована роль когнитивных технологий, ориентированных на процессы мышления и познания. Развитие когнитивных и информационных технологий привело к возникновению новой когнитивной образовательной модели, существенно изменившей направленность процесса обучения. Содержательное отличие новой модели состоит в ориентации не на накопление огромного объема общих и специальных знаний будущего специалиста, а на развитие креативного интеллекта, способного в минимальный срок освоить необходимый объем исходной информации с целью выработки эффективных управляющих решений. Приведен пример реализации когнитивного образовательного процесса.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная модель, когнитивное образование, когнитивные информационные технологии, электронный тьютор.

 

Литература

1. Nybom, T. The Humboldt Legacy: Reflections on the Past, Present, and Future of the European University. Higher Education Policy, 2003, no. 16, pp. 141–59.

2. Röhrs, H., Hess, G. Tradition and reform of the university under an international perspective: an interdisciplinary. Verlag P. Lang, 1987.

3. Röhrs, H. The Classical Idea of the University. Its Origin and Significance as Conceived by Humboldt. In Tradition and Reform of the University under an International Perspective. New York, 1987, pp. 13–27.

4. Clark, C. Iron Kingdom: The Rise and Downfall of Prussia, 1600—1947. London, 2007.

5. Kurzweil, R. The singularity is near. New York, 2005.

6. Roco, M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Dordrecht, The Netherland: Kluwer Academic Publishers, 2003.

7. [URL]: http://www.syntone.ru/  library/psychology schools/kognitivnaja_psihologija.php

8. Азимов А. Мозг человека. Строение и функции. — М., 2010.

9. [URL]: http://si-sv.com/publ/1/osnovnye_modeli_obrazovanija/14-1-0-504

10. [URL]: http://studopedia.org/2-7751.html

11. Ravitch, D. The Death and Life of the Great American School System: How Testing and Choice Are Undermining Education. Basic books. 2011.

12. [URL]: https://chart.whotrades.com/blog/43840263074

13. Подласый И.П. Педагогика. — М., 2011.

14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

15. Мусаев А.А., Шевчик А.П. Тихая когнитивная революция // Эксперт. — 2016. — № 4 (972).

16. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). — Рига, 1995.

17. [URL]: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/index.php

18. [URL]: http://www.profile-edu.ru/sovremennaya-shkola-i-pedagogika-za-rubezhom.html